Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Итоги ММКФ 2009

Результаты московского международного кинофестиваля оказались сразу и предсказуемыми, и – непредсказуемыми. Если среди 16 конкурсных картин четверть наших, то вероятность победы изначально велика. Но то, что практически все призы конкурса (и основного, и «Перспектив») получат российские и сопредельные по постсоветскому пространству – этого все-таки от организаторов фестиваля никто не ожидал.
Никита Михалков, закрывая фестиваль, не оправдывался – но объяснял позицию организаторов: ну если наши фильмы действительно лучше? Чтобы не бросать камни в огород несправедливого судейства и подсуживания организаторов самим себе, вспомним: несколько лет назад в конкурсной программе московского международного фестиваля вообще не было российских фильмов. И это было не один раз. Ни одного российского фильма. Такова была ситуация в российском кино. Значит, она изменилась? И да, и нет.


Нет – потому что, давайте посмотрим на победителей: все они – люди с опытом, режиссеры со стажем, не просто – не нового поколения, а скорей – последние могикане. Николай Досталь (его фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное» получил Гран-при фестиваля), Александр Прошкин (его фильм «Чудо» получил специальный приз фестиваля), Карен Шахназаров (Владимир Ильин за роль в фильме «Палата номер шесть» получил приз за лучшую мужскую роль) и Кира Муратова (в ее фильме «Мелодия для шарманки» сыграла юная актриса Лена Костюк, получившая приз за лучшую женскую роль). Эти мэтры, вероятно, и десять лет назад, и 20 лет назад снимали свое кино. Однако – не было столь внятного формата у Московского Фестиваля.
После распада СССР и мировой социалистической системы наш фестиваль вообще как-то подвис: кого он собирает? Кого не взяли на Каннский фестиваль от недостатка качества или потому, что там хватает своих признанных мэтров? Каннский фестиваль (и Веницианский, ему вторя), задают тон (вот не уровень только, а именно - тон) европейского кино: о чем и для кого снимается серьезное режиссерское кино? Не развлекательное? Что является актуальной темой для европейской аудитории? И даже так: какую тему на ближайший год вбросим европейской аудитории для осмысления – через кино, награды, призы и прочую фестивальную политику.
В этом году ММКФ – словами председателя жюри Павла Лунгина – впервые внятно сформулировал свое кредо: показать некоммерческое авторское кино, которое требует и от создателей, и от зрителей нравственных усилий. Эту формулировку дополняет и уточняет один из победителей, Александр Прошкин – в одном из недавних интервью: «Поиск нравственного выхода, утешения и точки опоры».
Многим молодым режиссерам авторского кино такая позиция кажется архаичной. Поэтому их фильмов в основном конкурсе почти нет. Правда, приз за лучшую режиссерскую работу получила-таки дебютантка – Мариана Ченильо из Мексики, за фильм «5 дней без Норы». В ответ на упреки в архаичности Никита Сергеич упрекает молодых российских коллег в «чудовищном непрофессионализме» и сетует, что открывшаяся возможность снимать кино любому, у кого есть деньги, убивает российское кино. То есть – внимание! – происходит, наконец, диалог. Всем сестрам по серьгам: у молодых сердитых режиссеров-поклонников новой драмы с явным мизантропическим уклоном есть свой фестиваль – «Кинотавр», для маленьких, и – попытки отобраться в Канны и Венецию – для больших. А у тех, кто в силу возраста или характера еще не потерял веры в человечество  - теперь появился Московский фестиваль.
Именно мозаика награжденных в этом году фильмов обнадеживает тех, кто еще не опустил руки и снимает – и хочет снимать – как бы это сказать…доброе кино. Многочисленные желчные разочарованные возгласы, типа   «Петя по дороге…» совсем не достоин Гран-при, что это архаичный лубок, в котором опять в поисках национальной идеи режиссер натыкается на юродивого – все эти возгласы не справедливы, по крайней мере. Фильм вам не нравится – но у вас есть площадка, на которой рулят те фильмы, которые восхищают вас. Это и есть демократия в действии. Продвинутые зрители и критики не довольны скромной участью, которой удостоило жюри украинскую картину Киры Муратовой «Мелодия для шарманки»? То же самое, значит, посыл не покатил, хотя маленькая замучиваемая взрослым безжалостным миром девочка все равно достучалась до сердец и получила приз за лучшую женскую роль.
Прилично ли это – так мощно продвигать хозяев в ущерб гостям? Ну, знаете – сейчас такое положение в мире: сам себя не похвалишь – никто не похвалит. Чтобы заявить о том, что в России снова есть кино, нужно его показывать, о нем говорить, привлекать к нему внимание на международных площадках. Вот такая площадка есть в Москве – что ж далеко ходить? Так что выкатили по полной программе наших юродивых – вот, и «Чудо» Прошкинское туда же – там девушка Зоя 128 дней простояла без движения, застыв внезапно во время танца в колхозном клубе с иконой Николая Чудотворца в руках – реальный факт, запротоколированный в истории православной церкви. В 1956 году. Почему бы не предъявить его широкой международной общественности? И самим тоже призадуматься.
А вот еще – Чехов у нас есть, Антон Палыч. Экранизировав «Палату номер шесть», Карен Шахназаров продолжает путешествие вглубь национального характера, а попутно и вновь напоминает миру, что у этого гениального автора всемирно известных пьес и рассказы есть, и повести – тоже очень не плохие. Вон, поляк Ежи Сколимовски, посмотрев фильм, уселся перечитывать Чехова – глядишь, и сам что-нибудь снимет. Так и поднимается в мире новая волна интереса к России и российскому кино, так и поднимается престиж и значение. Да, при том, что фильмы страны-организатора, награжденные в основном конкурсе, и показанные в других программах, были действительно на высоте.
Добавьте к этому  фурор, произведенный «Первым отрядом» - аниме, которое японцы с канадской помощью нарисовали по нашему сценарию о наших пионерах-героях и наших же фашистах. По нашим пионерским мифам, то есть. Так что уж слишком вздыхать о предсказуемости и вторичности фестивальных лент как-то не приходится. В общем, какая-то прямо-таки отрадная картина получается. Вот если хотя бы половина фестивальных фильмов прорвется к российскому зрителю, не только в столичные мультиплексы, но и в деревенские клубы!  Но это уже мечты следующего уровня.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments