makekaresus (makekaresus) wrote in kinoclub,
makekaresus
makekaresus
kinoclub

Рок-н-Ролльщик (Rock-n-Rolla, 2008)

Радость любого «вменяемого» гика – последний фильм одаренного Г. Риччи (вылечившегося от навязчиво-престарелой поп-привязанности) о лондонских деньках местного полукриминального «быдлованья». К «рок-н-ролльщику» в шутку следовало бы добавить «3d», потому что это те же самые культовые «локи-стоки», правда, существенно модифицированные на потребу индустрии, претензий массовой моды. Это – крепкое кино, не претендующее на культурологическое почитание (известный трюизм – у любого именитого режиссера «лучшее» тождественно «первому»), богатое (Риччи сейчас не экономит на бюджетах), гламурное («треники», «торчки», кровоподтеки выглядят подчеркнуто с дизайнерской руки), объемное (британец поддает красок и ракурсов в свой классический эстетизм), иерархически высоченное (понятно, со времен «Карт…» круг общения сменился).

Пусть не Тарантино выдумал, но, безусловно, ввел в модный круговорот образец строго детерминированной истории, отточенной криминальной фабулы, где каждому воздается по заслугам самыми разнообразными, случайными и комичными способами. В хаосе подворотен, в теневом мире «халява не прокатит», она всегда обратиться должными выплатами. Риччи оказался оптимальным продолжателем, вдохновенным адептом тарантиновской традиции. Вся сценарная витиеватость заключена в следующем: смачно намотать клубок из людей и обстоятельств, чтобы затем моментально разделаться со сложной развязкой посредством десятка случайных смертей. Этот сюжетный ход приобрел значение чуть ли не первенствующего голливудского первопринципа «удачной концовки». Орлянка жизни и смерти, апеллирующая по-видимости к абсурдным случайностям, оказалась подвергнута жесткому воздействию высших закономерностей: главный герой должен существовать, пусть и в своем новом воплощении.

Риччи некогда выдал «Карты…» столь импульсивно, едко, действенно, что и продолжать-то, думалось, не стоит. Вот он – совершенный продукт любой фильмотеки (уж по блестящему юмору и диалогам вороватых бездельников точно). Но рынок дает иные команды – цыганский «Большой куш», шизоаналитический «Револьвер»… и откровенная дичь с супругой. Все знают, что не только финансовый аспект подмывает чуть ли не ежегодно ошарашивать публику новым творением. Нет, постоянный культурологический пресс заставляет поддерживать статус самоличной гениальности. Специфика же масс-культуры свидетельствует, что родить здорового младенца возможно один-два раза, не более, в остальных случаях – выкидыши, уродцы, инвалиды, или загримированные, переодетые под грудничков первенцы. Помучившись с переоткрытиями жанров, заплывом в нехарактерных «водах», все в основном возвращаются к рецитациям собственной исходной истории, правда, в иных декорациях, - подновленных, подкрашенных, отретушированных.

Стандартизированная «Story» обитателя столичных кварталов такова: симпатичные зрителю («положительные», по той простой причине, что от них ведется повествование; они – сюжетные герои) попадают в неприятную денежную ситуацию (в «Картах…» «попадалово» с изыском обрисовано, в «рок-н-ролльщике» оно анонсируется с титрами) с влиятельным дельцом, который до жестокости пунктуален в финансовых вопросах (его «негативность» только в этом и заключается, он больно и эффективно выбивает долги). Для решения проблемы герои ввязываются в авантюру, с виду легковесную, но в действительности смертельно опасную (за «воздушностью» предприятия скрывается всесокрушающий молот, поддерживаемый дланью небританского происхождения (русский олигарх Юра, сорящий деньгами по улицам Лондона, и кучеряво-черный наркобарон с вооруженными гориллами, по сути одинаково непонятны и экзотичны для рядового британца, но фигура Рори-ломщика более насыщенна и интересна).

Мы понимаем, что в подобных картинах главное – диалоги и персонажи (аудиовизуальная стилистика Риччи кардинально не меняется и это – однозначный «плюс»), то, что подлежит постоянному изменению от фильма к фильму. Так вот нынешняя подмена не удалась, стала причиной заведомо проигрышного исхода для новехонького наследника. Если Риччи действительно срисовывает киношных персон с собственного окружения, то вывод очевиден и он не в пользу его сегодняшних друзей – лондонского истеблишмента. Подлинные характеры остались там – в недорогих пабах. Главные герои здесь вообще не удались: не считая отпечаток туповатого недоумения на мордатом теле Дж. Батлера и множества эпизодических рожиц – выставляющие на мини-аукцион наворованное, джанки, негрила Танк (танк, потому что умный), будто бы вышедшие из застенок концлагеря худосочные охранники Босса, и, естественно, вымороженные наемники «из бывших военных, или бандитов» русского олигарха Омовича. Отдельный «рэспэкт» за брутальную мизансцену с пьющими горькую, полуобнаженными «бойцами» в фуражках, готовящимися к тяжелой казни под «Сектор газа»; благодарим английского миллионера за то, что он всемирно «пиарит» умирающий от невнимания «колхозный панк». Сатирически «расистскую» перчинку (помните, жирного Ника-грека, Боснию, внешний долг Либерии в «лопатнике»), Риччи сменил гомофобской (неужели сэр Элтон приставал, или действительно тема сексуальной идентичности стала актуальной новостью в среде лондонского жулья?), и, по-моему, тоже проиграл, хотя гримасы Батлера достойны особого - «мужского» внимания. И о саундтреке: он хорош, потому что это хитрющее повторение от английских «лабухов» первоначальной удачи «Карт…».

И самый шик – отзвуки «нового поколения» от «Clash» в «Картах…» переросли в целую философскую рефлексию о рок-н-ролльности, отсюда логичным можно признать наименование кинокартины. Знаете, исходя из старинной борхесовской классификации, можно предложить дифференциацию фильмов: «оскароносец», «дешевка» для просмотра по ТВ, предмет одинокого лежания на прилавках, подставка для пива, пылесборник, фрисби-развлечение… кратковременный медиа-стимулятор на досуг эстетствующим бездельникам. Последнее – о «Рок-н-ролльщике».
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments