Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Затащи меня в Ад | Drag Me to Hell

Голливудский режиссер Сэм Рейми снимает фильмы ужасов. Печет их, как блинчики. Пусть иногда его и отвлекают инфернальные герои комиксов, но все-таки главными словами в его послужном списке являются «Проклятие» и «Зловещие мертвецы». Фильм «Затащи меня в ад» - это как бы такое резюме, которое преданный своему делу человек рассылает потенциальным зрителям и работодателям: вот, собственно говоря, все, что я умею, но что умею – делаю хорошо. Ну, как встарь – есть мастер-краснодеревщик, которому хоть комод времен Людовика 16, хоть кровать, хоть кресло изваять.
А есть – простой деревенский столяр, он делает столы – но устойчивые и надежные. И материал у него хороший найдется. Скромный мастер триллера и хоррора. Сем Рейми. Уже в который раз берется он за такой немудрящий сюжет – и делает его. (А деревенский столяр  сколько столов уже настрогал за свою жизнь? А, не побоюсь этого – очень уместного в контексте нашего разговора, слова  – гробовщик – сколько гробов?)


Просто – проклятие обрушилось на голову обыкновенной молодой девушки. Ей надо избавиться от него – или погибнуть. Но, помимо истошного девичьего визга, мастер своего дела Сем Рейми знает, что можно извлечь из этих – вполне обычных, для человека его профессии – обстоятельств. (Визга, надо сказать, тоже будет предостаточно, как же без него!) Изменение и развитие ее переживаний. И вот это как-то по-настоящему хорошо получилось и у режиссера, и у девушки (Элисон Ломан). То есть этот схематичный обычно и игрушечный сюжет сыгран как драма. Ну, памятуя об ужасном конце, даже как трагедия.
То есть – не дай Бог, конечно, но: что Вы будете делать, если …. Как поведут себя ваши близкие? На что можно рассчитывать? Какие чувства, помимо ужаса от внезапного перемещения вещей по квартире, неожиданных скрипов в соседней комнате и ночных кошмаров, испытывает человек в подобной ситуации?
И вот простой-простецкий фильм оборачивается (не переставая, впрочем, быть по-прежнему простым) прямо-таки психологическим исследованием человеческой личности в пограничном состоянии. Как обыденное сознание реагирует на сильнейший стресс, на практически безвыходную ситуацию  - при этом с постоянными вызовами и новыми ударами по психике?
Ну, в таком изложении задумка Рейми начинает выглядеть уже каким-то фашистским садизмом – в фильме все не так ужасно, потому что на все про все у бедной девушки три дня. Три дня любой муки и пытки – это все-таки еще ничего. Это по-человечески.
Сначала девушка не хочет верить, потом игнорирует все новые доказательства, потом впадает в истерику и не видит выхода, потом ищет помощи, а потом приходит в неистовую ярость и сама делает невозможное… Практически за эти три дня в этом придуманном от начала и до конца сюжете простая американская офисная девушка проходит путь от офисной девушки до настоящего человека – путь, который большинство ее товарок из других фильмов преодолевают гораздо дольше, ценой всяческих многолетних любовных или карьерных мытарств. А многие и не преодолевают вовсе.
Так что заканчивает свои кошмарные похождения девушка из «Затащи меня в Ад» Человеком, который звучит гордо: решительной, смелой, непреклонной в достижении своей цели, знающей, чего она хочет и умеющей добиться своего. Ну не виновата она в том, что хитроумный мастер кошмаров, режиссер Сем Рейми, припас ей и на финал такой головокружительный кульбит, что выпутаться из него ей уже не позволяет хронометраж.
Все равно, это - авторская уловка. А мы-то знаем, что на самом деле девушка все равно всех победила!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments