СОВРЕМЕННОЕ КИНО
Название: Эрос
Оригинальное название: Eros
Год выпуска: 2004
Режиссер: Микеланджело Антониони, Стивен Содерберг, Кар Вай Вонг
В ролях: Ли Гонг, Чен Чанг, Роберт Дауни мл., Алан Аркин, Или Китс, Кристофер Буххольц, Реджина Немни, Луиза Раньери, Кэрин Бергер
Вольная фантазия о природе Эроса снята тремя известными мастерами кино: классиком Микеланджело Антониони, полукровкой авторского кино Стивеном Содербергом, и мастером утонченного каллиграфического стиля – Вонгом Кар Ваем.
1. «Опасная связь вещей»
Для Антониони его краткое высказывание так же характерно, как и совместное творчество с Тонино Гуэрра, написавшим сценарий к этому размышлению.
Снова двое: он и она. Между ними бездна непонимания. На протяжении многих лет творчества Антониони многократно и упорно вспарывал природу этих отношений. А тут он попытался раскрыть сам исток: эрос.
Ослепительный пейзаж побережья, на которое приехали любовники, заставляет их погрузиться в самих себя, но не утоляет душевную неустроенность каждого. Ибо каждому из них нужно познать себя. Ему кинуться к незнакомке и заняться откровенным сексом без имен и вопросов, словно войти в океан обнаженным и отдаться на волю волн. Ей – продолжить таинственный путь от себя до той женщины с которой изменил он: вобрать все части Мира, чтобы в конце концов стать природной, свободной – подобно морской стихии.
Характерная работа Антониони – как, например, его «Ночь» с Марчелло Мастрояни.
Выразительный Образ:
Она обнаженная на берегу подходит к девушке, с которой спал ее мужчина. Та лежит и смотрит на героиню, чья тень смешивает их в единое целое, вбирая в себя незнакомку. Такой мизансценой Антониони раскрывает смысл картины.
2. «Равновесие»
Содерберг перевоплощается в художника-символиста. Его равновесие можно сравнить с полотном Магрита: столь же четко-натуралистичное и столь же парадоксальное.
Замученный полуэротическими сновидениями герой Дауни мл. посещает психоаналитика, в страхе быть застигнутым за сладким эротичным сновидением своей супругой.
Эрос у Соденберга таится во мгновении до пробуждения, когда сознание тревожит настойчивый звон будильника и из сна ускользает манящий обнаженный образ.
Психоаналитик оказывается вуайеристом. И пока пациент изливает свои страхи на кушетке, сам доктор озабочен подглядыванием в бинокль через окно, посыланием самолетиков и прочими прелестями. При этом все время пребывает на грани быть пойманным своим пациентом. За всеми действиями аналитика безусловно метафора…
Стилистический прием в эпизодах у аналитика до боли напоминает «Человека, которого не было» Коэнов, когда герой в тюрьме слушает проповеди своего гениального адвоката. Та же выразительная игра светотени, разделяющая все пространство на полосы света и оттенки мрака.
У Дауни мл. случается озарение, но и все это оказывается лишь частью огромного сна. Природа эроса по Соденбергу кроется в мгновении, в которое можно быть пойманным за чем-то тайным. А уравновешивает этот страх желание… Соденберг в этом фильме проявляет свое увлечение странностями, чего раньше за ним не замечалось – по сему любопытный опыт.
Выразительный Образ:
Летящий из окна психоаналитика по разным траекториям бумажный самолетик. Этот посылаемый во внешний Мир знак – метафора на посыл доктора в подсознание своего пациента. Неожиданная работа трудолюбивого реалиста Соденберга.
2. «Рука»
«Тонкая» рука Кар Вая истекает красочной выразительностью. Вонг безусловно мастер живописи в современном кинематографе. Его изобразительные решения картин можно смело сравнить с полотнами крупных мастеров модерна.
На сей раз перед зрителем словно разливается творение Густава Климта «Поцелуй». Режиссер изображает эрос столь же богато, красочно, чувственно, глубоко и немного патологично. Молодой гонконгский портной знакомится с прекрасной блудницей – госпожой Хуань, чье роскошное тело соблазнило вереницу приличных мужей Народной Китайской Республики. Чтобы портной не знал устали и ощутил всю прелесть своей профессии, распутница решает вдохновить юношу, стать его музой. Для этого дама лишает героя девственности жаркими прикосновениями своей руки к его возбужденному органу, не знавшему ласк. Смотрится все очень прилично, но именно из-за этого эпизода китайцы и запретили картину в своем прокате.
Желание, которое питает к своей соблазнительнице герой, становится болезненным. Как игла портного прошивающая тончайший гипюр.
Одержимый кутюрье творит, а муза чахнет – и история приобретает трагический градус. И только портной, знающий ее тело в точности сантиметров, может внимать ее душевной боли.
Эрос по Кар Ваю обитает в тканях и одеяниях женщины, пробуждающей фантазию, но ни в коем случае не отдающейся полностью.
Выразительный Образ:
Ноющая, пылающая от боли страсть, с которой неудовлетворенный портной ласкает платье госпожи в отсутствии хозяйки. Он забирается под подол рукой, словно погружает ее в плоть женщины. И целует и сминает платье с горячим порывом, с каким срывают одежду любовники.
Платье без тела источает еще больший эротизм, потому что будит фантазию.
«Руку» Кар Вая можно назвать вполне законченным произведением из которого мог бы получиться полнометражный шедевр: столь же атмосферный и нежный, как «Любовное настроение». Особого внимания заслуживает музыка, рассказывающая о природе эроса меж каждым из трех эпизодов.