Екатерина (katerina_lo) wrote in kinoclub,
Екатерина
katerina_lo
kinoclub

Category:

Тор 10 фильмов Июня - главный фильм: "Эрос"

"Эрос"СОВРЕМЕННОЕ КИНО

Название: Эрос

Оригинальное название: Eros

Год выпуска: 2004

Режиссер: Микеланджело Антониони, Стивен Содерберг, Кар Вай Вонг

В ролях: Ли Гонг, Чен Чанг, Роберт Дауни мл., Алан Аркин, Или Китс, Кристофер Буххольц, Реджина Немни, Луиза Раньери, Кэрин Бергер

Вольная фантазия о природе Эроса снята тремя известными мастерами кино: классиком Микеланджело Антониони, полукровкой авторского кино Стивеном Содербергом, и мастером утонченного каллиграфического стиля – Вонгом Кар Ваем.


 

1. «Опасная связь вещей»

Для Антониони его краткое высказывание так же характерно, как и совместное творчество с Тонино Гуэрра, написавшим сценарий к этому размышлению.

Снова двое: он и она. Между ними бездна непонимания. На протяжении многих лет творчества Антониони многократно и упорно вспарывал природу этих отношений. А тут он попытался раскрыть сам исток: эрос.

Ослепительный пейзаж побережья, на которое приехали любовники, заставляет их погрузиться в самих себя, но не утоляет душевную неустроенность каждого. Ибо каждому из них нужно познать себя. Ему кинуться к незнакомке и заняться откровенным сексом без имен и вопросов, словно войти в океан обнаженным и отдаться на волю волн. Ей – продолжить таинственный путь от себя до той женщины с которой изменил он: вобрать все части Мира, чтобы в конце концов стать природной, свободной – подобно морской стихии.

Характерная работа Антониони – как, например, его «Ночь» с Марчелло Мастрояни.

Выразительный Образ:

Она обнаженная на берегу подходит к девушке, с которой спал ее мужчина. Та лежит и смотрит на героиню, чья тень смешивает их в единое целое, вбирая в себя незнакомку. Такой мизансценой Антониони раскрывает смысл картины.

"Опасная связь вещей"

2. «Равновесие»

Содерберг перевоплощается в художника-символиста. Его равновесие можно сравнить с полотном Магрита: столь же четко-натуралистичное и столь же парадоксальное.

Замученный полуэротическими сновидениями герой Дауни мл. посещает психоаналитика, в страхе быть застигнутым за сладким эротичным сновидением своей супругой.

Эрос у Соденберга таится во мгновении до пробуждения, когда сознание тревожит настойчивый звон будильника и из сна ускользает манящий обнаженный образ.

Психоаналитик оказывается вуайеристом. И пока пациент изливает свои страхи на кушетке, сам доктор озабочен подглядыванием в бинокль через окно, посыланием самолетиков и прочими прелестями. При этом все время пребывает на грани быть пойманным своим пациентом. За всеми действиями аналитика безусловно метафора…

Стилистический прием в эпизодах у аналитика до боли напоминает «Человека, которого не было» Коэнов, когда герой в тюрьме слушает проповеди своего гениального адвоката. Та же выразительная игра светотени, разделяющая все пространство на полосы света и оттенки мрака.

У Дауни мл. случается озарение, но и все это оказывается лишь частью огромного сна. Природа эроса по Соденбергу кроется в мгновении, в которое можно быть пойманным за чем-то тайным. А уравновешивает этот страх желание… Соденберг в этом фильме проявляет свое увлечение странностями, чего раньше за ним не замечалось – по сему любопытный опыт.

Выразительный Образ:

Летящий из окна психоаналитика по разным траекториям бумажный самолетик. Этот посылаемый во внешний Мир знак – метафора на посыл доктора в подсознание своего пациента. Неожиданная работа трудолюбивого реалиста Соденберга.

"равновесие" 

 

2. «Рука»

«Тонкая» рука Кар Вая истекает красочной выразительностью. Вонг безусловно мастер живописи в современном кинематографе. Его изобразительные решения картин можно смело сравнить с полотнами крупных мастеров модерна.

На сей раз перед зрителем словно разливается творение Густава Климта «Поцелуй». Режиссер изображает эрос столь же богато, красочно, чувственно, глубоко и немного патологично. Молодой гонконгский портной знакомится с прекрасной блудницей – госпожой Хуань, чье роскошное тело соблазнило вереницу приличных мужей Народной Китайской Республики. Чтобы портной не знал устали и ощутил всю прелесть своей профессии, распутница решает вдохновить юношу, стать его музой. Для этого дама лишает героя девственности жаркими прикосновениями своей руки к его возбужденному органу, не знавшему ласк. Смотрится все очень прилично, но именно из-за этого эпизода китайцы и запретили картину в своем прокате.

Желание, которое питает к своей соблазнительнице герой, становится болезненным. Как игла портного прошивающая тончайший гипюр.

Одержимый кутюрье творит, а муза чахнет – и история приобретает трагический градус. И только портной, знающий ее тело в точности сантиметров, может внимать ее душевной боли.

Эрос по Кар Ваю обитает в тканях и одеяниях женщины, пробуждающей фантазию, но ни в коем случае не отдающейся полностью.

Выразительный Образ:

Ноющая, пылающая от боли страсть, с которой неудовлетворенный портной ласкает платье госпожи в отсутствии хозяйки. Он забирается под подол рукой, словно погружает ее в плоть женщины. И целует и сминает платье с горячим порывом, с каким срывают одежду любовники.

Платье без тела источает еще больший эротизм, потому что будит фантазию.

"Рука" 

 

«Руку» Кар Вая можно назвать вполне законченным произведением из которого мог бы получиться полнометражный шедевр: столь же атмосферный и нежный, как «Любовное настроение». Особого внимания заслуживает музыка, рассказывающая о природе эроса меж каждым из трех эпизодов.


 


 

 

 

 


 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments