XoBIT (xobit) wrote in kinoclub,
XoBIT
xobit
kinoclub

"Терминатор - Да придет спаситель"/ "Terminator Salvation"



В том, что продолжение дилогии "Терминатор" появилось на свет, по большому счету, нет ничего удивительного. Это было предсказуемо, это было ожидаемо. Долгое время и сам Джеймс Кэмерон собирался снимать третью часть фильма, но его идея хорошего сценария так и не осенила, затем еще нахлынули какие-то заморочки с правами... Кончилось все тем, что третий "Терминатор" случился без Кэмерона. Фильм вышел плохой. Откровенно слабый. Поделка. Но свою роль он выполнил. В чем же она заключалась? Ради чего можно было затевать продолжение франшизы и зачем вообще было снимать третью часть? Только с одной целью - подвести все к Войне с машинами!

Лично у меня Война с машинами, которой в первых двух фильмах отводились всего несколько минут, была одними из самых любимых эпизодов дилогии... И я был уверен, что неизбежно будет сделан полнометражный фильм об этой войне. Он был неизбежен, неотвратим, как судный день. Он напрашивался. И он напросился.



Это даже не совсем рецензия. Это небольшое исследование. Рассмотрим сюжет, внешний вид, узнаем о том, каким мог быть этот фильм и сделаем выводы :-)

Сюжет, каков он есть

Итак, будущее, 2018 год. Идет Война людей и машин. Города обращены в руины, в металические остовы и пепелища. Немногочисленные пережившие Судный день (день, когда защитная система Скайнет решила уничтожить человечество и нанесла серию ядерных ударов по всему миру), прячутся по уголкам-закоулкам. Кто-то из выживших просто пытается спрятаться от терминаторов (роботов, которых Скайнет посылает, чтоб избавиться от остатков человечества), а кто-то пытается бороться. Те, кто ведет войну с машинами, называют себя Сопротивлением...

Джон Коннор - один из командиров Сопротивления. Он не возглавляет единолично Сопротивление. Его возглавляет, скажем так, Штаб. Группка товарищей на подводной лодке. В результате одной из операций Сопротивления, в руки Штаба попадает возможность одержать над машинами победу - они перехватывают волну, по которой машины получают команды. Если по этой волне передать определенный сигнал, машины останавливаются и становятся безвредными. Дело за малым - проверить состоятельность теории на крупных роботах, и можно атаковать. Это Джон Коннор проверит.

Беда вот только в том, что злостные машины в курсе, как зовут всех лидеров Сопротивления поименно. И уже заготовлен список на истребление. Коннор в списке занял почетное второе место. На первом месте - Кайл Риз, будущий-прошлый отец Джона, - где он находится в этот момент Сопротивлению неизвестно, и Штабу все равно, они-то не знают, какова ценность этого человека. Зато Джон знает. И он, как никто понимает, если Риза убьют - война проиграна.

Тем временем, после долгой спячки просыпается когда-то подписавшийся под участием в экспериментальном проекте компании "Сибердайн Системс" некий Маркус Райт. Его в свое время усыпили, а его тело отдали на исследования. Он проспал Судный День, и проснулся уже в 2018. В мире, где идет война. Здесь Маркус встречает Кайла Риза, одного из немногих выживших в Лос-Анджелесе. Того самого, которого машины отчаянно хотят убить. Врага №1. Который еще сам не понимает своего значения для франшизы :-)

Вскоре после знакомства с Маркусом Кайл попадает в плен к машинам, и Маркус решает его спасти. Эта же цель встает и перед Джоном Коннором. И им предстоит встретиться, а затем - объединить усилия. Перед встречей с Коннором Маркус выясняет, что он - один из роботов. Точнее, полуробот - у него живые мозг и сердце. После кратковременных сомнений усилия объеденены и Коннор с Маркусом решаются на совместную дерзкую акцию по спасению Кайла Риза.

Но никто не знает, что Скайнет приготовил для наших героев ловушку...

Логика тает (СПОЙЛЕРЫ)

Не нужно быть супер-компьютером, чтобы понять - уж если в руки машинам попал Кайл Риз - все, крандец, война проиграна. Ведь машины практически сходу его идентифицировали (и по ходу фильма Кайла Риза машины идентифицируют по меньшей мере раз в полчаса). Уже на 31-ой минуте машины могли бы одержать безоговорочную победу. По-быстрому и не заморачиваясь одолеть человечество, убив Кайла Риза. Но Скайнет мыслит так, как мыслят только злодеи из старых фильмов о Джеймсе Бонде и голливудские сценаристы. Хитроумные машины будут держать его под стражей до последних минут фильма. Те, кто смотрел фильм, прекрасно знают зачем - чтобы заманить Джона Коннора в ловушку (бугага).

Штаб, убедившись, что волна работает, решает атаковать Скайнет, уничтожив там всех и вся, использовав эту волну (как я понял, чтобы лишить машин возможности сопротивляться). При этом, Коннор этично намекает на то, что неплохо бы и заложников спасти, но Штаб отрицает - это жертва, которую мы готовы принести. Зачем приносить такую жертву, имея возможность контролировать машины, не вполне ясно, ну да ладно...

Ведь Коннор отговаривает большую часть бойцов Сопротивления от атаки, решая лично, собственной персоной, пробраться в Скайнет и доблестно всех спасти. Не без помощи Маркуса Райта. Убить Джона Коннора, забравшегося в ловушку, Скайнет решает нетривиальным способом (как это и делают злодеи из фильмов о Бонде и голливудские сценаристы), он привлекает на помощь компьютерного Арнольда Шварцнеггера.

Кончается дело тем Коннор подрывает какую-то многоэтажку в городе Машин и улетает с Райтом и группкой повстанцев на вертолете очень сильно пораненный. Жена Коннора, по совместительству беременная врачиха, говорит, что сердце Коннора не выдержит, и тогда Маркус, как Данко, вырывает пламенное сердце и говорит Коннору - на, возьми, друг. Это я уже, извините, немного преукрасил; момент передачи сердца напрямую не показан. Впрочем, драматическая сцена операции была бы немногим правдоподобнее, спасибо "Доктору Хаусу", мы теперь такое на веру не примем, чтобы посреди пустыни удачно пересадили первое попавшееся сердце.

Глупостями и логическими нестыковками фильм просто изобилует. Он отвратительно глуп. И именно за это, как правило, метают камни в огород МакДжи и сценаристов фильма... Но мало кто знает, что сюжет фильма очень здорово отличается от сюжета оригинального сценария...

Сюжет, каким он мог быть

Дело было вот как - сценаристы фильма, Джон Бранкато и Майкл Феррис, подарившие миру сценарий "Терминатора-3", видимо, пришлись по душе продюсерам и были приглашены для создания такого же талантливого сценария продолжения. И они написали сценарий о роботе Маркусе Райте, который очень сильно отличался от нынешней картины. Эта картина по праву называлась "Спасение", название, которое для многих непосвященных будет оставаться загадкой...

На роль Маркуса Райта был приглашен Кристиан Бэйл, но Бэйлу приглянулась почему-то другая роль - Джон Коннор. И вот, сценарий перекроили, ради того, чтобы образ Коннора расширить.

В оригинальном сценарии этому персонажу отводилось три минуты экранного времени, остальную же часть фильма он находился за кадром. Он вещал по радио, и вдохновлял людей на сопротивление, инкогнито. Почти никто не видел его лица... Машины не знали, кто такой Кайл Риз, и там не было этой ужасной логической ошибки с планом заманить Коннора в Скайнет путем поимки Кайла Риза.

Учитывая, что Коннору отводилось три минуты времени на экране, фильм больше сосредотачивался на образе Маркуса Райта и мире пост-апокалиптической войны. У Маркуса с Ризом завязывались более тесные отношения и это давало Маркусу больше поводов для спасения Кайла.

В оригинальном сценарии большее развитие получала идея проекта, в который был привлечен Маркус и образу Хелены Бонем Картер (в фильме - Серена). Все крутилось вокруг проекта АНГЕЛ. Маркус, согласно оригинальному сценарию, был не единственным в своем роде. В фильме, вышедшем на экранах, Серена появляется лишь единожды, в камере смертников, где Маркус подписывает соглашение Сибердайн Системс. Затем мы узнаем, что Серена умерла от рака. В оригинальном сценарии Серена становилась киборгом. И киборгов вообще было много. Это они населяли город Скайнет. И, по сути дела, они вели войну с человечеством. В этот город Маркус прибывал в оригинальном сценарии, чтобы спасти Кайла. Тут ему предстояло увидеть прототипы Т-800, Т-1000, Т-Х и машину времени, которой он по сценарию успевал воспользоваться, т.к. не успевал вовремя спасти Риза.

В конце Маркус Райт спасает Кайла и еще кучку людей, захваченных машинами, и оказываются на подлодке, откуда Коннор вел радио-вещание, но среди спасшихся коварно затесалась Серена (Картер), и она наносит лидеру сопротивления роковую рану.

Джон Коннор умирает, но т.к. он хранил свой облик в тайне, никто не знал, как выглядит Коннор, Маркус Райт возглавлял сопротивление, называя себя Джоном Коннором.

Вообще-то, подобная концовка ждала и переделанный сценарий, концовку продюсеры решили поменять после того, как в Интернет просочилась информация о концовке фильма.

Судный день. Картина маслом

В общем-то, оригинальный сценарий выглядит куда более логичным, чем тот, по которому был снят фильм в итоге. И даже кажется, что, возможно, если бы фильм снимали на его основе, что-то могло бы измениться, но...

МакДжи (известный главным образом благодаря фильму "Ангелы Чарли") снял "Терминатора-4" плохо. И не надо говорить, что что-то там у него удалось. Не спасут аппеляции к тому, что, мол, если бы снимали по первоначальному сценарию, было бы лучше.

Плохо и все тут. Ведь нам на глаза попал готовый продукт. В том виде, в каком он есть.

Главные минусы продолжений "Терминатора" - это пренебрежение авторов сиквелов прошлыми произведениями. Порой складывается впечатление, что они просто не смотрели их. А ведь Джеймс Кэмерон уже, по сути дела, все для них подготовил!

Дело даже не в том, что это "преступление" против мифологии "Терминаторов". Не будем сейчас скучно об этом рассуждать. Дело просто в том, что в дилогии была куча замечательных намеков на то, как оформить мир будущего и что в нем делать. Дело в том, что, если бы товарищи удосужились пересмотреть старых "Терминаторов", не пришлось бы столько изобретать, тем более, что изобретательностью они, как показал опыт, не блещут. Вместо мрачных картин будущего, со скелетообразными и красноокими роботами, вместо вечно темного неба, возникшего в результате ядерной зимы, нам подсунули фуфло, карикатуру на мир из "Обители Зла - 3". Так и ждешь, что сейчас откуда-то попрут зомби...

Люди борятся с терминаторами обычными автоматами, пулеметами и пистолетами, хотя еще в первом "Терминаторе" Кайл Риз довольно четко сказал - в будущем оружие более продвинутое. Ведь на этом вся интрига первого фильма строилась! И второго, к слову сказать. Где лазерные вспышки? Почему их нет?

Но самое ужасное в стилистике "Терминатора-4" - это полное пренебрежение какими-либо исследованиями или изобретениями на тему мира после ядерной войны. Тут регулярно идут дожди, а персонажи ходят без зонтиков. Тут изобилие деревьев. Тут тепло и солнечно. Если бы не машины-терминаторы - можно было бы жить, не зная горя...

Печально, когда такое происходит. Этого фильма многие ждали, и у нас был повод надеяться, что из затеи выйдет что-то путное, предпосылки к тому были...

Единственный образ, который производит в итоге положительное впечатление - это, собственно, Маркус Райт. Уортингтон здорово справился со своей ролью. Чего нельзя сказать о Кристиане Бэйле, который играет в "Спасении" на редкость невыразительно.

Итог

Фильм о войне машин и людей безбожно запороли. Потому что не учат историю. Потому что под маркой "Терминатор" нам втюхивают бесталанные самоделки. Хоть бы старые фильмы пересмотрели!

Если вам хочется посмотреть на эту войну, лучше посмотреть ее отрывки в оригинальных фильмах http://www.youtube.com/watch?v=i4hY9BdG6SA&feature=related :-)

И ты, смотри, МакДжи! Ведь явно не смотрел! Иначе бы постыдился снимать то, что снял!

P.S.

Если кому интересно больше почитать об альтернативном сценарии Т4 - вам сюда:
http://www.chud.com/articles/articles/19577/1/EXCLUSIVE-WHAT-WENT-WRONG-WITH-TERMINATOR-SALVATION/Page1.html

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 36 comments