***
Греко-турецкий фильм "Щепотка специй" (реж. Тассос Булметис) - один из шедевров, снятых в первом десятилетии ХХI века. Это микро-история - на фоне глобальных событий - кипрского кризиса, депортации греков из Турции, - подлинная история, которая случается не с "нацией" и "страной", - а с отдельными человеком...
***
***
Фильм - очень важный - потому что он - результат сотрудничества греков и турок, которые могут смотреть друг на друга без ножа в кармане и камня за пазухой. Как может смотреть на жизнь человек, который понимает, что делить в общем-то нечего... потому что сложно поделить Константинополь, к примеру, как сложно поделить запах корицы. Это такой фильм, который наряду с фильмами Кустурицы, может говорить об истории без ненависти. Очень важный для Восточной Европы, в которой также множество вещей - поделиить невозможно.
***
И это - очень-очень тонкий и филигранный фильм. В этом он напоминает Амели, наверное. Он тщательно продуман в плане сюжета и композиции. Он построен как обед - начинающийся с покупок продуктоы и специй для его приготовления и заканчивающийся десертом ( и в этом фильм похож на роман Лауры Эскивель "Шоколад на крутом кипятке", написанный в форме поваренной книги). И вторая линия - линия последовательного ограничения и потерь этого мальчика - потеря дедушки, подргуги, Константинополя, кухни...
***
Фильм можно бесконечно цитировать и много-много размышлять:
"Если дипломат пахнет чесноком - жди беды".
"Корица - заставляет смотреть людей в глаза друг другу, тмин - замыкает человека в себе..."
"В слове гастрономия прячется астрономия".
"Соус преувеличивает вкус. Когда нет соуса - люди преувеличивают в беседах".
Священник в Греции пробует жаркое, приготовленное мальчиком - облизывает пальцы: как вкусно! Узнает, что приготовил мальчик - и дает совет родителям - пускай не готовит, разве это мужское дело? Разве Иисус готовил? - только иногда вино и хлеб сотворял. Родители переглядываются.
"Запахи мешают приспособиться к Греции". Греки из Константинополя так и не становятся "своими" в Греции... Греция со своим новым национализмом не вмещает в себя Константинополь - даже самой малой его части.
Трогательная переписка этого мальчика со своей турецкой подругой. Самые близкие люди говорят ему - забудь - она про тебя забыла. А он - не забывает.
Запрет на посещение Константинополя. Запрет входа на кухню (не мужское дело). Беларусам и вообще восточным европейцам это очень близко - всякого рода запреты и табу, и страхи... и особенно - новый национализм, который не вмещает многое - слишком многое - запахи и специи.
Отцу перед депортацией турецкая администрация предлагает принять ислам - и тогда он и его семья смогут остаться. Через много лет он вспоминает: я думал целых 5 секунд над этим предложением. И добавляет - мы представляли, что Греция - красивее Города Городов, красивее, чем то, что мы увидели здесь...