Алексей Ушаков (dasauchnoch) wrote in kinoclub,
Алексей Ушаков
dasauchnoch
kinoclub

"Вальс с Баширом" - реж. Ари Фольман. Израиль. 2008

Человеческая память устроена таким образом, что хорошее запоминается лучше, чем плохое. Именно поэтому, чем дальше уходит наше детство, тем радужнее воспоминания о нем. На самом деле, и хорошего, и дурного в жизни каждого человека бывает примерно поровну. Но если минуты счастья остаются с человеком навсегда, то действительно жуткие события, часто напрочь стираются из памяти. Этот уникальный защитный механизм человеческого мозга, позволяет жить и надеяться на лучшее, несмотря ни на что.



Трюк со стершейся памятью часто используют сценаристы, он позволяет выстроить историю, постепенно раскрывая перед заинтригованным зрителем неожиданные повороты сюжета. Можно припомнить с десяток популярных фильмов, где этот прием - основа захватывающей интриги. Такой же трюк использует израильский режиссер Ари Фольман в фильме «Вальс с Баширом». Картина названа главным кинособытием 2008 года, и получила множество наград на самых престижных кинофестивалях, включая «Золотой Глобус» за лучший иностранный фильм. Стандартный сюжетный ход не произвел бы такое впечатление на искушенную фестивальную публику, если бы события, которые пытается восстановить в своей памяти герой фильма, не были связаны с названиями Сабра и Шатила.

Два этих палестинских лагеря беженцев, уже основательно позабытые, стали синонимами военных преступлений наряду с такими печально известными местами, как Освенцим, Катынь и Бабий Яр. Во время ливанской войны 1982 года, боевики местной христианской праворадикальной организации (попросту говоря – фашисты), при молчаливой поддержке израильской армии, в течение двух дней уничтожили в Сабре и Шатиле около пяти тысяч палестинцев. Женщин, стариков и детей.

Как вы сами понимаете, оценивать фильм сложно, ибо тема слишком серьезна, чтобы рассматривать его исключительно как произведение искусства. Но режиссер Ари Фольман, нашел для своей картины очень удачную форму и даже, можно сказать, придумал новый жанр. «Вальс с Баширом» фильм документально-анимационный. Представьте себе фильм документальной серий BBC, где воспоминания участников и свидетелей, комментарии экспертов, и художественная реконструкция событий – все это мультипликация. Все персонажи фильма имеют портретное сходство с реальными людьми и выступают под своими именами.



Трудно сказать, чем именно было вызвано такое визуальное решение, финансовыми сложностями или организационными. Ясно, что финансирование подобных киносъемок вряд ли вызвало бы прилив энтузиазма у правительства Израиля. С другой стороны, кино про Варшавское гетто тоже не в Германии снимали. Но, как бы там ни было – фильм сделан еврейской командой аниматоров и визуальное решение, придуманное режиссером, оказалось очень удачным. Во-первых: позволило избежать ненужной в данном случае насыщенности спецэффектами, чем грешат все современные военные фильмы. Во-вторых: свело к минимуму политический пафос. В-третьих: придало происходящему на экране невероятную достоверность.



Несмотря на все вышеизложенное, фильм смотреть тяжело. Тяжело смотреть из-за темы. Помимо памяти, у человека есть еще и разум, и когда смотришь это кино, все время пытаешься понять логику происходящей на экране бойни. А логики никакой нет – просто массовое убийство. Зло в чистом виде.Когда это понимаешь, обессмысливаются громкие вопли, которые все чаще и чаще испускают различного рода организации, претендующие на абсолютную истину, и особо выдающиеся деятели, искренние защитники интересов своих народов. Вопли эти, так или иначе, сводятся к поискам врага. Найти врага для них - большая удача! Враг оправдывает многое, если не все. Когда имеешь врага, жить становится легче и проще. Во-первых: сразу ясно - кто виноват, во-вторых: кого бить.



Наивно было бы полагать, что один фильм или даже сотня подобных фильмов как-то способны исправить ситуацию, но все равно, хочется, чтобы самые активные крикуны посмотрели «Вальс с Баширом», может быть, орать будут уже не так уверенно. Хотя, они-то вряд ли станут смотреть этот фильм. Они больше любят «про летчиков».


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments