Алексей Ушаков (dasauchnoch) wrote in kinoclub,
Алексей Ушаков
dasauchnoch
kinoclub

Три Обезьяны - приз "За режиссуру". Канны 2008




Иосиф Бродский в своем эссе “о Достоевском” приводит слова хозяйки модного литературного салона ХIХ века Елизаветы Штакен-шнейдер, хорошо знакомой с писателем. Дама из высшего света дает точную характеристику Достоевского, называя его мещанином – “для него, - пишет она в дневнике – суммой, изображающей большой капитал одной цифрой, всегда будет шесть тысяч рублей”. Развивая эту мысль, Бродский уточняет, что названная сумма (на сегодняшний день равная примерно 20-ти тысячам долларов) является своего рода гарантией большой литературы. Эти деньги - стандартный годовой доход обычной семьи, или стоимость среднего автомобиля. Соответственно все проблемы, драмы и трагедии, которые возникают вокруг вышеуказанной суммы, близки подавляющему большинству потенциальных читателей.

Сумма эта замечательна еще и тем, что норма всегда порождает больше претендентов, чем крайности, и потому, приобретение даже десятой доли этих денег требует от человека гораздо больше душевных затрат, чем ловкая афера или любая форма аскетизма.
Именно об этом говорится в мелодраме турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана “Три обезьяны”, в фильме, который получил приз “за режиссуру” на прошлогоднем каннском фестивале. Если можно говорить о “психологическом реализме” применительно к кино, то "Три обезьяны" - лучшая тому иллюстрация. Спокойная и неторопливая семейная мелодрама, как-то сама собой, без лишнего пафоса и надрыва, постепенно вырастает в настоящую трагедию шекспировского уровня. Русская классическая проза, мастерство коей в исследованиях человеческой души, признано во всем мире, почем-то совсем забыта на родине, а вот другие с огромным успехом используют приемы Чехова и Достоевского, в чем откровенно признаются, жалея, что кинематограф пока еще не может приблизится по уровню воздействия к этой великой литературе.

В названии фильма обыгрывается широко известная на Востоке притча о трех обезьянах, которые закрывают лапками рот, уши и глаза, чтобы не замечать зло. Четыре персонажа фильма, подобно тем обезьянам, начинают с маленькой лжи ради благополучия семьи, а заканчивают серьезным преступлением. И сразу не ответишь – кто виноват. Просто, жизнь – такая! Более того - ложь не прекращается со смертью одного из героев, а продолжает свое победное шествие дальше, вовлекая все новых и новых людей.
Заметим, что Турция, хорошо знакомая отечественному зрителю в основном по курортным отелям, в действительности весьма похожа на Россию. Сходство обусловлено не только длительными контактами населения наших стран, но и удивительно похожей историей. Крестьянско-аграрное прошлое, проигрыш первой мировой войны с последующем развалом страны, революция 1921 года, вождь в мавзолее, долгое и безрезультатное строительство социализма, экономический бум в конце прошлого века, связанный со вхождением в общий рынок... Такое же пренебрежение законами, тотальная коррупция, подменяющая собой все общественные связи, равнодушие власти и бесправие рядового человека. Словом, если не замечать, что окна типовой квартиры на экране, выходят на пролив Босфор с танкерами на горизонте, точно такая же трагедия могла разыграться где-нибудь в Ростове, Твери или Новороссийске.

Это драма городских окраин, современных спальных районов больших мегаполисов. Мир маленьких людей, но больших трагедий - целевая аудитория массовой культуры. Мир сентиментальных песенок и сильных страстей. Тем ценнее становится такое кино для отечественного зрителя, которому на родине давно уже не показывают честное зеркало, и, тем самым, не дают возможности посмотреть правде в глаза.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments