Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Булгаков

Сегодня – некруглая годовщина со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова, но о хорошем человеке лишний раз вспомнить – не лишний. Что хочу сказать: получается так, что великий русский писатель этот является уже вовсе величайшим кинематографистом, не прилагая к самому процессу кинопроизводства как бы никакого труда. Однако – факт остается фактом: у него экранизировано все, многое – не по одному разу и точно – не по последнему, большинство -  с выдающимся результатом. Мы почитаем за главного отечественного драматурга и самого постановочного русского классика коллегу Михал Афанасича по лекарскому цеху Чехова Антон Палыча, и честь ему и хвала, но – в качестве киноклассика Булгаков вырвался далеко вперед и вряд ли кто-нибудь его в ближайшее время догонит (разве что братья Стругацкие). Судите сами. Вот сколько – и каких! – экранизаций  Михаила Афанасьевича Булгакова:


Морфий (2008, Балабанов, Россия, по «Запискам юного врача»)
Мастер и Маргарита (2005, Бортко, Россия)
Мастер и Маргарита (2005, Фекете, Венгрия)
Театральный роман (2003, Голдин и Бабицкий, Россия)
Кабала святош (2003, ТВ-МХТ им. Чехова, Шапиро, Россия)
Роковые яйца (1995, Ломкин, Россия-Чехия)
Мастер и Маргарита (1994, Кара, Россия)
Записки юного врача (1991, Якжен, Россия)
Случай в Иудее (1991, Брайерс, Великобритания)
Мастер и Маргарита (1990, Войтышка, Польша)
Собачье сердце (1989, Бортко, Россия)
Дни Турбиных  (1976, Басов, Россия)
Иван Васильевич меняет профессию (1973, Гайдай, Россия)
Мастер и Маргарита (1972, Петрович, Югославия)
Пилат и другие (1972, Вайда, Польша)
Бег (1970, Алов и Наумов, Россия)

Судя по датам, кинематограф не вдруг дозрел для постановок такого сложного и разностороннего автора, каким оказался М.А., но как взялся, так останавливаться не собирается – число обращений в разных странах к творчеству, выходит, действительно одного из самых значительных писателей 20 века, в наступившем 21-м   растет, а не убывает. И ставят Булгакова режиссеры самого первого разбора. Последняя по времени – версия «Записок», «Морфий» Алексея Балабанова – можно спорить с трактовкой (я – так очень даже спорю), можно не принимать Балабанова вообще, но ясно, что сейчас – он один из главных кино-деятелей в нашем пространстве. Такой, какой он есть. И он – берется за Булгакова, потому что находит в нем созвучие, близость, родственность – актуальность, одним словом.
 Про «Мастера и Маргариту» в исполнении Владимира Бортко даже говорить не будем – столько копий сломано, еще совсем недавно. Но тоже – при самой полярной разнице оценок ясно, что экранизация эта стала важным событием для всех, и породила, помимо неистощимых литературоведческих, исторических и теологических дискуссий, новую армию читателей и поклонников романа – и Булгакова.
 «Собачье сердце» - опять же, нечего и говорить, сколько ножей в спину поникшей и без того революции воткнули Бортко с Булгаковым в тот судьбоносный момент. Плохо ли, хорошо ли – интересно бы, кстати говоря, послушать коммуниста – с недавнего времени – режиссера и автора этой блестящей экранизации – Владимира Бортко – как сегодня оценивает он роль и значение своего фильма, но, как говорится, из песни слова не выкинешь – в 89м году фильм абсолютно точно отвечал чаяниям и надеждам самой активной части наших сограждан, стремившихся к переменам.
А какие актерские составы можно задействовать в булгаковских фильмах! Какой человеческой палитрой он, как драматург, пользуется, насколько широкой, разнообразной, сочной – и прекрасной. Вспомните «Дни Турбиных» - это просто 5-я симфония Бетховена  из актеров и ролей: Андрей Мягков - Алексей, Андрей Ростоцкий - Николка, Валентина Титова - Елена, Олег Басилашвили – Тальберг, Василий Лановой – Шервинский, Петр Щербаков – Студзинский, Владимир Басов – Мышлаевский, а еще замечательный Сергей Иванов – Лариосик!
То же самое – про «Бег» Алова и Наумова. Владислав Дворжецкий -  генерал Хлудов, его первая роль – титан, гений, другого такого нет – но ведь такую  роль нужно же написать было, увидеть, разглядеть среди человеческой суеты вокруг! Вот что такое – Булгаков. Генерал Чернота – Ульянов… Ну, что тут скажешь – слезы, слезы восторга – Гоголь курит в углу!
Агитировать за всенароднолюбимую комедию, которая до сих пор в рейтингах  типа «100 лучших фильмов» в России ниже первой двадцатки не опускается (а если взять постсоветское пространство – так и в десятку войдет наверняка), агитировать за «Иван Васильевича» просто как-то глупо, все и так помнят и знают всех поименно.  (А могли бы, кстати говоря, помнить – и так же, конечно же, любить – других: на Ивана Васильевича пробовались Вицин, Никулин и питерский актер Евгений Лебедев, а на Милославского – вместо Куравлева! – Андрей Миронов и Георгий Бурков. Представьте себе! ) 
А вот – менее известные булгаковские фильмы. Ну, к примеру, «Театральный роман», 2003 г - как помнят читатели, это печальная и смешная повесть взаимоотношений писателя с отцами-основателями Московского Художественного театра, Станиславским и Немировичем-Данченко, а так же вся кухня театрального закулисья. Вот вам на минуточку, актерский состав этой экранизации – Максим Суханов, Валерий Золотухин, Эммануил Виторган, Виктор Сухоруков, Валентин Смирнитский, Зинаида Шарко, Николай Чиндяйкин, Александр Семчев, Эдуард Марцевич… Звучит? А если глазами посмотреть?
 Тот же самый восторг предвкушения охватит любого мало-мальски грамотного российского кинозрителя, когда он познакомится с исполнителями  печальноизвестной версии «Мастера и Маргариты» 1994 г., Юрия Кары: Маргарита – Анастасия Вертинская, Мастер – Виктор Раков (с вопросом, но – интересно!), Коровьев – Филиппенко, Кот-Бегемот – Виктор Павлов(!), Гелла – Александра Захарова (а почему бы и нет?), Понтий Пилат – Михаил Ульянов (а потом, у Бортко, эту роль сыграл Лавров, и они ушли как-то рядом, такие патриархи…).  Дальше – больше: Иешуа – Николай Бурляев (он еще со времен Тарковского «просился» на эту роль), Иванушка Бездомный – Сергей Гармаш (не  бандюганов одних только горазд играть Сергей Леонидович), Варенуха – Бронислав Брондуков, психиатр – Евгений Весник, Левий Матвей – Лев Дуров, Никанор Иванович Босой – Леонид Куравлев, доктор Стравинский – Игорь Кваша, литературная дама Штурман Жорж – Наталья Крачковская … (не могу не продолжать – каждое имя и каждый персонаж – как новая музыкальная фраза, еще лучше предыдущей)…  – Арчибальд Арчибальдович – Спартак Мишулин, Степа Лиходеев – Сергей Никоненко, конферансье Жорж Бенгальский – Амаяк Акопян, Иуда – Игорь Верник. Уф-ф-ф!
Ну, как вам? Да, по строчке, по нотке – но какие это строчки! – расписал Михаил Афанасьевич свое бессмертное полотно, из каких и скольких! – отдельных нитей сплел свой ковер… Вот это и есть, наверное, гениальная драматургия – не история, не завязка – кульминация – развязка, не чертовщина даже, виртуозно переплетенная с повседневностью – а вот это плетенье кружев из людей и судеб – узнаваемых, узнаваемых до сих пор! – людей, которых он одной строчкой, одним штрихом делает сразу знакомыми, понятными и – в то же время! – своеобразными и ни на кого другого не похожими. 
А вот еще – пара слов о зарубежных экранизациях. Из них, конечно же, самая интересная – это «Пилат и другие».  Анжей Вайда легким движением руки отбрасывает всю современную, с чертовщиной и Мастером, часть романа, и оставляет, собственно говоря, только тот роман, который – в романе – «Понтий Пилат». А потом другим легким движением переносит действие в наше время (ну, не совсем наше – время выхода фильма на экран – 1972 год). Фильм построен как репортаж журналиста Левия Матвея – его играет не кто-нибудь, а – кто? – правильно, Даниэль Ольбрыхский! –  репортаж с крестного пути на Голгофу по улицам – почему-то! – Франкфурта-на-Майне. Фильм был показан перед Пасхой, прямо в страстную субботу, и стал для поляков каким-то каноническим пасхальным ритуалом (как у нас новогодний ритуал – просмотр «Иронии судьбы», прости, Господи!)
В том же году была сделана югославская версия «Мастера», какая-то очень политизированная. А поляки не успокоились и сняли еще одну экранизацию романа – в 1990-м. Фильм разбит на четыре серии – «Сеанс черной магии»,«Мастер», «Маргарита», «Прощание». В общем, зацепило братьев-славян по полной!
Вот такой великий русский писатель Михаил Афанасьевич Булгаков – не столько мастер художественного слова, сколько – буквально – инженер человеческих душ: он видел, различал эти души – разные. Разные! И населял ими свои книги. А теперь – еще сколько угодно лет! – ими можно населять фильмы. Уж если так получилось, что нового Булгакова как-то пока не видно…

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments