Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Рок-волна | The Boat That Rocked

Ричард Кертис, английский режиссер, к имени которого хочется добавить слово «гениальный» - за то количество простого человеческого счастья, которым он регулярно одаривает своих зрителей, снова встал на вахту и выдал на-гора новую порцию своего фирменного продукта.
«Четыре свадьбы и одни похороны», «Дневник Бриджес Джонс», «Нотингхилл», «Мистер Бин на отдыхе» (и еще много всякого разного про мистера Бина) – можно, конечно, быть до такой степени эстетом и мизантропом, чтобы не найти в этих фильмах ничего хорошего, но уже придется постараться. Что же касается супер-мега-хита «Реальная любовь», то при просмотре этого фильма – и даже одном воспоминании о нем, кажется, самые отъявленные враги рода человеческого расплывутся в улыбке и смахнут сентиментальную слезу.
Что-то такое углядел в роде человеческом английский режиссер Ричард Кертис, можно даже сказать «узрел», что-то понял о людях такое, что позволяет ему в наше трудное время, совершенно вроде бы не склонное к сантиментам, раз за разом снимать фильмы о реальной любви, о настоящей мужской дружбе, о преданности и самоотверженности, об искусстве оставаться самим собой, о добре, одним словом.

При этом он умудряется совершенно не выглядеть архаичным, пользоваться всякими новомодными приемчиками и заворачивать свои вечные истины в хлесткие и прикольные обертки. Где надо – показать голую задницу, чтобы не стоять в стороне от магистрального движения. Где надо – поматериться, или хотя бы порассуждать о том, как хорошо было бы поматериться в эфире (и на экране). Где надо – продемонстрировать как бы безграничную сексуальную распущенность (одной свободой теперь не обойдешься, чтобы быть лояльным, надо быть распущенным).
А потом – бряк! – и по всему этому раскрепощенному великолепию пройтись каким-нибудь ну таким душещипательным монологом об истинных ценностях, что хоть святых вон выноси – потому что им не потягаться! Критики чувствуют в Кертисе какого-то подпольщика добра и справедливости и как-то его фильмы недолюбливают. А зрителям нравится, потому что в них нет никакого морализаторства, зато всегда весело и очень много хороших и разных актеров.
Вот еще одно достоинство Ричарда Кертиса: его великолепное умение из актеров, из их уникальных индивидуальностей, приготовить коктейль, в котором каждый ингридиент на своем месте и обеспечивает именно тот вкус, который режиссеру и нужен (и зрителю, конечно, тоже). В фильмах Кертиса актеры блещут своими лучшими гранями в самых нецентральных даже ролях, появляясь на экране на пару минут – но это будет появление, которого вы не забудете.
Вот, собственно говоря, все вышесказанное в полной мере относится к фильму «Рок-волна». Вы ждете от фильма с таким названием музыкальную историю типа «секс, наркотики, рок-н-ролл», этакий манифест здорового цинизма и пофигизма. А получаете – потихоньку как-то это вырисовывается – такой как бы среднесоветский фильм 50-60гг о том, как юноша, обдумывающий житье, прибивается к бригаде … нет, не бандитов – в новом русском смысле, а – ну, например, строителей. Как в этой бригаде, состоящей из разновозрастных, но все больше хороших, людей, он набирается уму-разуму, обучается профессии, находит настоящих друзей и всякий смысл жизни. Относиться, например, к своему делу, как к чему-то святому, чему можно жизнь посвятить и за что ее отдать (я не шучу! Все это – вот до такого высокого пафоса – вы найдете в новом фильме Ричарда Кертиса).
Ну, из более новых сюжетных линий к этому можно прибавить поиск и обретение отца – это уже «Ускользающая красота» пошла. Тоже, кстати, община каких-то богемных художников-авангардистов, с которыми когда-то тусовалась мать героини. Такой мотив тут тоже есть. А еще из старых, советских – помимо всего прочего, борьба бригады с косными бюрократами-прорабами, которые не понимают новых веяний и своим крючкотворством пытаются помешать (вплоть до полного уничтожения) росткам нового и свободного. Но нас не догонишь!
Вот, собственно, об этом фильм. И – волшебный актерский ансамбль, в котором Билл Найи – непревзойденной красоты человек, одна возможность лицезреть его в течении полутора часов заставляет даже как-то смириться с Евгением Евтушенко, на которого актер так до смешного похож. (При этом и в кошмарном сне никому не придет в голову Евтушенко назвать человеком непревзойденной красоты. Воистину, какой-то другой огонь мерцает в этом сосуде…)
Филипп Сеймур Хоффман – даже  скучно о нем говорить, до того его стало много везде, до того он везде хорош – но, из песни слова не выкинешь, здесь он чуть ли не впервые на моей памяти играет абсолютно душевно здорового человека, брутального и харизматичного – до такой степени, что дело дошло до дуэли.  Ладно, о дуэли потом, сейчас – о другом дуэлянте: Рис Иванс, вдруг превратившийся из карикатурного субтильного задохлика («Нотингхилл», «Звериная натура») в импозантного красавца-блондина, практически супермена. Вот между этими двумя происходит чуть ли не единственная в современном кинематографе дуэль – женщина, конечно, там маячит на переферии как причина, но главная – это предательство дружбы. (Ну, и схватка самолюбий, как же без этого!)
Вот так! И не пытайтесь себе представить, как это было, все равно не получится – это надо видеть! Безо всяких спецэффектов Кертису, Хоффману и Рису удалось создать один из самых впечатляющих моментов в кино заканчивающихся нулевых годов. (По крайней мере, меня впечатляет именно это.) Но на этом Кертис не остановился, а – чего уж там мелочиться! –  устроил буквально гибель «Титаника». Ну, что тут скажешь: умеют люди жить с размахом.
Конечно, за всем этим чувствуется игра, это все немного «понарошку» - и жизнь команды FM-рок-радиостанции  на корабле в открытом море, и их борьба с бюрократами, и их кодекс чести, и их трагическая гибель. Но не до конца.

Германия, Великобритания - 2009
Оригинальное название: The Boat That Rocked
Сайт фильма: http://www.rockvolna.ru/

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments