Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Канн 2009

Мировой финансовый кризис как будто не коснулся нынешнего фестиваля – столько главных кино-имен представлено в программе! Кажется даже, что кинематографисты сознательно сомкнули ряды, чтобы в трудное время продемонстрировать единство – хоть какого-то цеха в глобальном человечестве, и – способность творить, производить, создавать, доводить дело до конца, невзирая на трудности, и воплощать свои идеи. А то иногда кажется, что у политиков, экономистов,  финансистов, капитанов промышленности и всех прочих «воротил» эта способность куда-то ушла. Так нам есть на кого равняться! Педро Альмодовар, Ларс фон Триер, Квентин Тарантино, Михаэль Ханнеке, Джейн Кэмпион, Кен Лоуч, Пак Чхан-ук – отовсюду привезли свои шедевры те, от кого шедевров и ждут.
Ну да, наших российских фильмов в конкурсе нет. В позапрошлом году ветвь за лучшую мужскую роль увез Константин Лавроненко – и теперь на некоторое время можно расслабиться. Вот, в программе «Особый взгляд» двое наших. Маститый Павел Лунгин, в прежние годы дважды отмеченный Канном – спецпризами за режиссуру («Такси-блюз», 1990) и за лучший актерский ансамбль («Свадьба», 2000) – привез фильм «Царь» - про Ивана Грозного и митрополита Филиппа с Петром Мамоновым и Олегом Янковским в главных ролях. То есть даже трудно представить себе, какая бомба может получиться из Мамонова - Ивана Васильевича.


Второй - малоизвестный нам, но уже тоже засветившийся в Канне Николай Хомерики. Каннское жюри несколько лет назад отметило его короткометражку, потом показывали вне конкурса полнометражный фильм «977». (В России, по-моему, проката не было, вышел на DVD. Странное кино про научно-исследовательский институт, занимающийся проблемами счастья и любви. Не путать с НИИЧАВО. По крайней мере, я его помню спустя пару лет после просмотра – там еще Павел Любимцев, который про животных и про города по ящику рассказывает, очень здорово играл директора этого странного института). Теперь вот – «Сказка про темноту». Кому интересно – следите, парень, по всему видно, не промах, рано или поздно что-нибудь значимое и отхватит.
Самый интересный, с точки зрения непрофессиональных зрителей кино, из заявленных в Канне, фильм – внеконкурсный «Воображариум доктора Парнаса». Снял его великий художник и сказочник Терри Гиллиам, и фильм снова – сказочный, о сделке с дьяволом, но главное – другое. В этом фильме – опять приходится сказать, уже в который раз – сыграл свою последнюю роль ушедший еще в феврале прошлого года Хит Леджер.
 После своей безвременной кончины этот замечательный актер уже неоднократно появлялся на экранах, собрал урожай наград за роль второго плана в «Темном рыцаре» - блистательно сыграв Джокера. И вот теперь – новое явление Хита Леджера. Роль свою он доиграть не успел, поэтому картина долгое время лежала без движения, пока наделенный богатой фантазией режиссер не придумал совершенно нетривиальный ход – а пусть, раз уж у меня история сказочная, роль того молодого человека разделят несколько актеров. Ну, типа он меняет внешность от прохождения через это вот волшебное зеркало!.. Сказано – сделано: и он приглашает доигрывать – Джонни Деппа, Джуда Лоу и Колина Фарелла. Что, безусловно, делает его картину еще более привлекательной, вот только Бреда Питта не хватает…
Но нет: его представит в своем фильме Квентин Тарантино. Несмотря на привычное для себя название – «Бесславные ублюдки»  - на этот раз бывший вундеркинд и бывший хулиган снял фильм вовсе не про гангстеров, а, чтобы всех удивить,  о второй мировой войне, о партизанах и французском сопротивлении, одного из лидеров которого  и сыграл Бред Питт. Ново и неожиданно.
Конечно, очень интересно, чем порадует фон Триер – после того, как его прокатили с «Догвиллем», совсем ничего не дали и даже не упомянули, как будто и не было, он вроде разобиделся и с Канном распрощался навсегда – но нет, отдал в конкурс «Антихриста». Тут, конечно, все равно – наградят или нет, на качестве фильма это не отразится, но болеть буду за него. «Антихрист», там Уиллем Дефо играет, я его тоже очень люблю, он такой … странный. (Он у фон Триера уже в «Мандерлее» снимался). Муж-психиатр и жена после гибели ребенка уезжают в глушь лесную и там живут, и там начинается такое… Кино-мэтры вдруг, один за другим, обратились к жанру триллера, с адскими сковородками, вампирами и обортнями. Старик Гиллиам, опять же.
А вот  и корец Пак Чхан-ук – у него в фильме «Жажда» священник становится вампиром. На исторические темы много фильмов – про Вудсток интересно, Энг Ли углубился в историю недалеко – «Штурмуя Вудсток», всего в 68й год. А Джейн Кемпион, она когда-то за утонувшее пианино получила Пальмовую Ветвь, привезет фильм про Джона Китса, великого поэта – «Яркая звезда». Ханнеке тоже очень жду, после «Забавных игр» он как-то мне открылся – что-то про начало фашизма, 1913 год, австрийская сельская школа… Ну, как он умеет развернуть сельскую идиллию, долго рассказывать не надо, достаточно те же «Игры» вспомнить. Новый фильм называется «Белая лента». Ну, и, конечно, Альмодовар с Пенелопой, «Разомкнутые объятия». Очень люблю Пенелопу Крус в испанских фильмах, там она совсем другая, настоящая, а не гламурный маникен для демонстрации новой губной помады, как ее используют в рекламе – и в Голливуде. (Вуди Аллен с «Барселоной» - это не большой Голливуд, у него тоже Пенелопа настоящая). А вот от Альмодовара не жду ничего нового (стихи-хи-хи): это как будто один большой фильм, очень хороший, очень любимый, но уже очень знакомый. (Или так про всех больших режиссеров можно сказать? Ну нет, навскидку, у Феллини «Репетиция оркестра» - один фильм, «Амаркорд» - совсем другой, а «8 с половиной» - совсем третий…)
В общем, парад планет, а не Канн!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments