Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Category:

Штирлиц в цвете

Полюса сошлись: в позу непримиримых противников раскрашенной версии встали, казалось бы, совершенно противоположные лагеря: питерские коммунисты и – интернет-интеллектуалы. Коммунисты негодуют (вплоть до вызова обидчиков в суд) на то, что обидчики посягнули на самое святое – на нашу память и нашу любовь к старому, черно-белому, фильму. Интеллектуалы в сообществах  шумят за ускользающую красоту черно-белой изысканной эстетики лиозновского фильма, по которой недрогнувшей рукой прошлись ничего не понимающие в искусстве кино новоделы.
В защиту цветной версии можно робко сказать лишь то, что сама Татьяна Лиознова  - не сразу и с изумлением, но – одобрила проект. И один из главных авторитетов наших в искусстве кино, главный редактор одноименного журнала Даниил Дондурей, высказался в том смысле, что ничего плохого в том, чтобы расцветить «17 мгновений», нет – это может стать стимулом для молодежи – его посмотреть.
Для зрелых граждан страны дополнительных стимулов к просмотру любимого сериала и не надо – мы и так дисциплинированно прилипаем к телевизорам всякий раз, когда там появляются Штирлиц и Мюллер – хоть раскрашенные, хоть нет. Но неужели вам все-таки не было интересно – как по-новому зазвучал фильм (ведь его не только раскрасили, но и переозвучили, наложив новый, более чистый интершум – шум улицы, урчание машины, скрип двери и шуршание плаща…)

Даже если вы не заметили лишних 20% объема кадра, то они там были – их восстановили, между прочим, по оригинальной черно-белой пленке – на пленке они были, а в телевизор в 73-м году не влезли. А теперь мы увидели все. Да, еще новые титры – добавили  убедительности фактографической стороне фильма – раскрыты имена консультантов от спецслужб, которые как раз и отвечали за достоверность и правдоподобие невероятной истории Штирлица.
Ну ладно, мы с вами, дорогие взрослые и многолетние зрители «17-ти мгновений», легко бы обошлись и безо всех этих новомодных – и высокотехнологичных! – усовершенствований. Но дети и внуки! Неужели вам ни разу не было обидно, когда вы, в который раз с замирание сердца следя за тем, как Штирлиц идет по коридору, вдруг замечаете на лице сидящего рядом родного сына (или дочки)  нескрываемый скепсис и скуку: как вы можете смотреть эту черно-белую бредятину!
Детям не знакомы высокоэстетичные мотивы, заставившие в 73-м году, когда проблем снять ленту в цвете вроде бы не было, сделать режиссера выбор в пользу черно-белой сдержанной картинки. Да и не в эстетике дело!  Лиознова снимала для ТВ, а ТВ был тогда каким? Правильно, черно-белым. Получилось, безусловно, хорошо. Обросло ностальгией.
Но те, кто не застал в своем родном доме как непременный атрибут черно-белый телевизор – а их, как вы понимаете, становится все больше, они – дети - не будут смотреть – и знать, и любить – наш любимый черно-белый фильм. Им это кажется (и справедливо!) прошлым веком.
Мы же не слушаем патефоны, хотя звучали они, по свидетельству очевидцев,  чудо как хорошо. Да что там говорить – и винил уже слушают одни аудиофилы. И все, что не перешло с винила на пленку, а потом и в цифру, осталось в истории музыки – и в памяти двухсот музыковедов.
И черно-белые фильмы в качестве живого, не раритетного-музейного-покрытого пылью веков экспоната, а как естественная часть сегодняшней жизни, уйдут из жизни  вместе с бывшими владельцами черно-белых телевизоров.
А «17 мгновений» - вовсе не устаревший фильм, и по игре актеров, и по тематике, и по построению – сложному и удивительно уважительному к зрителю. То есть все происходящее настолько не просто, что только успевай головой вертеть. А актуальность международных военных игр на сегодня и вообще гораздо более стала ясна каждому зрителю. (Впрочем, может быть в 73м она была также ясна, а вот позже как-то затушевалась…)
В общем, по-любому выбрасывать «Штирлица» на свалку истории – ну ладно, не на свалку, а в шикарный какой-нибудь малахитовый с золотом зал исторического музея – жалко. Фильм должен жить. А жить – вместе с новыми поколениями. В цвете.
Вы можете сказать: вот пусть, когда последний из нас, помнящих черно-белый телевизор, умрет, пусть тогда и раскрашивают! А тогда это не будет нужно – вся молодая поросль уже давно забудет об этом историческом артефакте, который когда-то так торкнул их дедушек. 
А почему, черт побери, не они – молодые дураки – под нас, замученных ностальгией, а мы – под них, которым еще не ясно, нужно ли все это, должны подстраиваться? Ну, товарищи дорогие, потому что мы старше и умней. Потому что мы хотим вовлечь их в свое, родное, чтобы их зацепило что-то наше, типа что-то им передать. Так оно всегда и бывает.
Ну ладно, про детей все да про детей. Я про Штирлица. Я и не ожидала, что будет так хорошо. Ну, это такая дурацкая природа зрения – глаз радуется цветной картинке. Она ласкает глаз. (Это так  пошло!!! Поэтому мы все спим на гвоздях) И я, восхищаясь всегда черно-белым Штирлицем, даже не предполагала, что в цвете ко всей прочей привлекательности фильма добавится вот эта – назовем ее грубо, физиологическая.
При этом если кто скажет, что нарушена какая-то аутентичность цвета, он не натуральный и режет глаз – пусть  бросит свой камень, хоть в меня.
Но лучше – посмотрите на экран еще раз. Расслабьтесь и получите удовольствие. Если не получается – посмотрите привычную черно-белую версию, расслабьтесь и получите удовольствие.

Штирлиц жил, Штирлиц жив, Штирлиц будет жить!!!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 44 comments