dr_twice (dr_twice) wrote in kinoclub,
dr_twice
dr_twice
kinoclub

Токио! (Tokyo!)



Оригинальное название: Tokyo!
Страны: Германия, Франция, Япония, Корея Южная
Режиссер: Джун-хо Бон, Леос Каракс, Мишель Гондри
Сценарий: Gabrielle Bell (роман), Джун-хо Бон, Леос Каракс, Мишель Гондри
В ролях: Ю Аои, ЙошиЙоши Аракава, Жан-Франсуа Бальме, Джули Дрейфус, Аяко Фуджитани, Айуми Ито, Teruyuki Kagawa, Рио Касэ, Дени Лаван, Ютака Мацусигэ

Завтракал на днях с друзьями, которые, как и я, накануне ходили на премьеру «Токио!» - еще одного «киноальманаха по городам мира». Дискуссия для утра выходного дня разгорелась совершенно неожиданная. А я, признаться, даже и не знал, как в ней участвовать, и вместе с детьми шутил по поводу серьезных лиц и бескомпромиссных заявлений оппонентов.

Наверное, именно это обсуждение и привело к тому, что мне захотелось высказаться по поводу этого фильма, который, судя по всему, вызвал резонанс среди любителей авторского кино. Сразу оговорюсь – я не профессиональный кинокритик, поэтому не судите строго, если что.

Небольшая вводная о самом фильме. «Токио!» - это альманах, состоящий из трех новелл, снятых тремя разными режиссерами: «Дизайн интерьера» (Мишель Гондри), «Дерьмо» (Лео Каракс) и «Сотрясающийся Токио» (Джун-хо Бонг).

В «Дизайне интерьеров» рассказ идет о девушке и юноше, приехавших покорять столицу: молодой человек пытается стать режиссером, девушка же, потерянная в большом городе, постепенно превращается в стул. «Дерьмо» - история про странное существо из канализации, которое, выбравшись на аккуратные улицы Токио, сначала мелко пакостит прохожим, а затем, раздобыв оружие, начинает уничтожать жителей города. «Сотрясающий Токио» - сюжет о затворнике, который не выходит из дома – пока не влюбляется в разносчицу пиццы и не отправляется на ее поиски.

Общая тема для всех трех новелл – это, конечно же, Токио. В отличие от «Париж, я люблю тебя!», где город, являющийся, по сути, главным героем фильма, прекрасен, столица Японии в фильме мрачна, величественна и равнодушна, и никакого желания любить ее не вызывает. Впрочем, именно это, на мой взгляд, и является плюсом фильма. «Париж, я люблю тебя!» мне некогда очень понравился – но сталкиваться с его клонами во всех остальных фильмах мне совершенно не хочется.

Другая общая тема – это эстетика и атмосфера фильма. Я неоднократно сталкивался с отзывами, говорящими, что три новеллы не стыкуются ни по духу, ни «по картинке» – однако совершенно эти отзывы не разделяю. На мой взгляд, «Токио!» - цельный по атмосфере и визуальной стороне фильм, построенный на ярких метафорах, обильно сдобренный элементами фарса, ужасов и фантастики, и во всех трех его частях речь идет об одном и том же – маленьком человеке, потерявшем себя в большом городе.

В продолжение темы общего и разного между тремя составляющими фильма хотелось бы отметить, что очень часто говорят об истории, снятой Караксом, как о лучшей в фильме. Более того, в ряде рецензий эта точка зрения доводится до позиции: «Можете прийти на 30 минут позже начала, и уйти на 30 минут раньше конца фильма – ничего не потеряете» (как вы понимаете, «Дерьмо» как раз вторая часть). Иными словами, работа Каракса считается лучшей в «Токио!», на фоне которой Гондри и Бонг полностью теряются.

Честно признаться – эту точку зрения не разделяю. Разумеется, наряду с общей линией, делающей из «Токио!» единое целое, есть и разница между работами тремя режиссеров (странно было бы, окажись оно иначе), но назвать эту разницу гигантской пропастью, возводящей Каракса в ранг Демиурга, а Гондри и Бонга на его фоне – разве что в умелых ремесленников, я не могу. На мой вкус, «Токио!» - вполне ровный фильм, кто бы что не говорил про отражение трагизма судьбы Каракаса в его новелле, и, как следствие, ее большую выразительность и превосходство над остальными.

Единственное, под чем могу подписаться – так это под тем, что «Сотрясающий Токио» Бонга после «Дерьма» выглядит действительно простоватым – как по эстетике, так и по бодрому хеппи-энду, напоминающему нам, что любовь обязательно спасет весь мир в целом и столицу Японии в частности.

Резюмируя: «Токио!» - отличный фильм, просмотр которого, несомненно, доставит истинное удовольствие любителям авторского кино. Революции или прорыва ждать от него не стоит (насколько я понимаю, подобные настроения ходили в силу участия Каракса, не снимавшего до этого более десяти лет), однако удовольствие получите наверняка.







Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments