Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Ахиллес и черепаха | Akiresu to kame

Вот какие бывают странные сближенья: в разных концах света два разных человека вдруг практически одновременно берутся снимать фильмы о художниках и об Искусстве с большой буквы. Оба режиссера предвосхищают свои творения анимационными эпиграфами, в которых – оба – экранизируют названия своих лент. А названиями делают – оба! – известные парадоксы. Российский режиссер Юрий Мамин черпает из китайского источника мудрости – его фильм называется «Не думай про белых обезьян». А японский режиссер Такеши Китано называет свой фильм – «Ахиллес и черепаха», приникая, стало быть, к источнику мудрости европейской – античной.
И в том, и в другом случае связь вынесенного в заглавие парадокса с сюжетом фильма на поверхности не лежит. Но в том, что она есть, сомневаться не приходится, особенно учитывая выше приведенные совпадения. Про обезьян Юрия Мамина мы поговорим в другой раз, а «Ахиллеса» Такеши Китано вы можете увидеть в кинотеатрах хоть сейчас.

Такеши Китано – арт-хаусный и элитарный режиссер. Но: он – мудрый и очень взрослый уже человек. В первую очередь. Он сам перестал догонять ускользающую черепаху современности, актуальности и всяких там новых форм и новых слов в искусстве. Об этом, собственно, и снял фильм.
И фильм этот будет понятен каждому взрослому человеку. Не ребенку, не подростку (хотя большАя часть фильма – о ребенке и о подростке). А человеку, живущему жизнь, наблюдающему за ее течением, подмечающему какие-то закономерности в переменах. Очень красивый, грустный и мудрый фильм. И светлый. Но почти что совсем не радостный. Радость уходит из фильма через 20 минут после начала – вместе с первыми картинами маленького художника.
Маленький мальчик (отец-коллекционер живописи даже назвал его Матиссу, по имени выдающегося художника) все время рисует. Или даже уже – пишет. Картины. Ими заставлена вся его комната. Они такие яркие, такие пронзительно радостные – сочетание цветов, бабочки, птицы и облака, трамваи и корабли – что, кажется, ничего лучше и быть не может.
А потом радостный мир детства внезапно закрывается, начинается какая-то другая жизнь, в которой мальчика – потом уже юношу и совсем уже взрослого-пожилого человека – в художники не принимают. Он учится рисовать в школе, сотрудничает с приятелями авангардистами, прислушивается к советам авторитетных искусствоведов-галеристов – и из под его кисти выходят произведения все более причудливые, все более отталкивающие, все более сконструированные…
Нет, рассказ об этом звучит слишком одномерным и прямолинейным. Нужно видеть и его картины, и неброскую красоту японских улиц и домов, и доверчивые и покорные глаза художника, и прекрасное лицо его жены… И слышать музыку, нежную и печальную японскую музыку, которая сама – как цветущая сакура в звуке, как Фудзияма…
В фильме «Ахиллес и Черепаха», как в жизни, вас ждут и трагические, и непоправимые события. Это такой разговор о жизни через живопись. О негромкой и безответной любви человека к своему делу. О том, что лежит за гранью всепоглощающей страсти. Очень доверительно, безо всякого пафоса, но с болью в сердце Такеши Китано проводит вас через всю жизнь, которую прожить – не поле перейти. Но догнать черепаху все-таки можно.

Япония - 2008
Оригинальное название: Akiresu to kame

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment