cinemare (cinemare) wrote in kinoclub,
cinemare
cinemare
kinoclub

Мир без статистов (Synecdoche, New York, Charlie Kaufman, 2008)

Синекдоха, Нью-Йорк - оригинальное название фильма Чарли Кауфмана, который с 9 апреля в российском прокате можно посмотреть как "Нью-Йорк, Нью-Йорк". Видимо, прокатчики решили, что незнакомый, очень специальный стилистический термин, отпугнет российскую аудиторию. Между тем, название очень точно соответствует духу и содержанию фильма, а случайные зрители уходят с фильма и так - не высидев и 15-ти минут (конечно, уже купив билет - в этом плане расчет прокатчиков верный). Зато оставшиеся не расходились и на финальных титрах.

Синекдоха, греч., риторич. фигура, допускающая употребление части вместо целого, частного вместо общего, собственного имени вместо нарицательного, наприм.: волна вместо море, Цицероны вм. ораторы и т. п. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона)

Фильм рассказывает о театральном режиссере Кэйдене Котаре (Caden Cotard), живущем в городке Скенектади, штат Нью-Йорк (Schenectady, New York) - фонетическая рифма к названию фильма Synecdoche, New York. Жизнь Котара рушится на глазах - он заболевает всеми на свете болезнями, от него уходит жена с маленькой дочерью, у него не клеится назревающий роман с театральной кассиршей.



От абсолютного жизненного краха Котара спасает работа. Начав с замысла масштабной постановки, Котар постепенно приходит к ценностной сущности работ сбежавшей от него жены - художницы-миниатюристки. Только вот пути у них разные. Она - прячет в малюсеньких, прямо микроскопических работах цельные человеческие характеры своих героинь, он - начав с гигантоманского замысла поставить спектакль в огромном ангаре, в котором каждый - песчинка, постепенно, день за днем, год за годом, населяет его жизнью, все множа и множа своих героев, их заботы, тревоги и радости. Конечной точкой их исследования в обоих случаях становится человек. "Здесь нет статистов", не единожды повторяет Котар, каждый раз утверждая ценность персональной судьбы - своей и своих героев. Они - Кауфман, а с ним и Котар - вместе создают мир без статистов или просто осознают и воссоздают его.



Фильм многомерный и полифоничный (иностранные рецензенты пользуются наиболее подходящим определением - complex film), он обо всем - об одиночестве, о любви, о выборе, о смерти, об отношениях, о провалах, потерях, ... Его невозможно пересказать. Это очень плотная, вязкая, многослойная ткань. Она всегда больше любого описания, любого мнения, любой рецензии.



В фильме Кауфмана все не случайно. Это настоящее пиршество для интеллектуалов, увлекающихся разгадыванием ребусов. Но все эти искусные шифры, рискну предположить, не столь важны, это скорее мнимая глубина фильма, до которой по-настоящему докопаться-то можно, посмотрев фильм не раз и не два (на первом просмотре просто не успеваешь уследить за всеми раскиданными тут и там знаками), а есть и подлинная, которая держит тебя в зале весь фильм и долго не отпускает потом.



Любителей ребусов, пожалуй, можно отослать к исследованиям западных рецензентов, которые потрудились копнуть глубоко, например, The New York Times или Роджеру Эберту (Roger Ebert). Рецензии российских критиков, которые мне попадались, сводятся, в основном, к этакой снисходительной ухмылке, мол, хороший сценарист Кауфман так запутался, взвалив на себя непосильную режиссерскую ношу, что снял фильм, в котором черт ногу сломит.

В фильме прекрасный саундтрек, пожалуй, даже самоценный. Его можно послушать на официальном сайте фильма.



Оставив позади Кауфмана-сценариста, Кауфман-режиссер создал нечто большее, чем машину для зарабатывания денег или сбора призов. "Синекдоха, Нью-Йорк" имеет прямое отношение к искусству кино и прямой путь в синематеку великих. И эта загадочная синекдоха как-то сразу становится понятной, и понимаешь, что если кино тебя трогает, то не обошлось тут без синекдохи, которая протягивает невидимую ниточку между движущимися картинками и тем, что называется общечеловеческим.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments