gidrodemon (gidrodemon) wrote in kinoclub,
gidrodemon
gidrodemon
kinoclub

"Нечто" (The Thing), 1982

Признаюсь, из всего творчества Джона Карпентера я видел только один фильм - комедию «Исповедь невидимки», при том, что сам режиссер считается «королем ужасов» от кинематографа, что неудивительно - большую часть своей карьеры он снимал настоящий трэш класса «А». Но если в 70-х и 80-х это прокатывало, то в 90-х, в годы стремительно растущих бюджетов и революций компьютерных технологий, его методы превратились в архаизмы, наглядным свидетельством чего стали громкие провалы его последних фильмов (как в плане кассы, так и в плане зрительских оценок) «Побег из Лос-Анджелеса»(1996) и «Призраки Марса» (2001). После этого карьера Карпентера окончательно рухнула, и несколько лет он даже не приближался к режиссерскому креслу, вплоть до участия в проекте «Мастера Ужасов».

Но сейчас не об этом. Наверное, самыми известными его творениями являются фильм ужасов «Хэллоуин», боевик-антиутопия «Побег из Нью-Йорка» и фантастический триллер «Нечто», и вот как раз последний фильм мне и довелось посмотреть на днях. Вкратце о сюжете…

В далекой и холодной Антарктиде команда ученых американской исследовательской базы в один прекрасный день путем убийства спасает от ружей решительно настроенных норвежцев симпатичную собачонку, не подозревая, что этот ясный день обернется для них настоящим кошмаром. А когда же они обследовали вымершую норвежскую базу, обнаружив там останки какого-то сожженного чудовища и вмерзшую поблизости в вековечный лед летающую тарелку, кошмар этот начинает завладевать их душами. Потому что их коллеги вернули к жизни страшное инопланетное существо, способное принимать форму любого живого организма, предварительно поедая оригинал…

Во время просмотра меня неотступно преследовали мысленные сравнения с «Чужим»: в плане напряжения, в плане саспенса, в плане спецэффектов и т.д. И большинство из них оказалось не в пользу творения Карпентера, но тем не менее по окончании просмотра я понял, что фильм мне понравился. Не то, чтобы потрясающе, – на свой рейтинг в Top 250 Imdb он явно не тянет, - но вполне на уровне, тем более для 1982 года.

Атмосфера паники, безысходности, всеобщей подозрительности, скрытого, затаившегося где-то в многочисленных коридорах ужаса создана очень хорошо. А уж сам космический монстр так просто бр-р-р; да, кукольный, да, чересчур отвратительный и мерзопакостный, но эффект чего-то инородного, загадочного, непонятного да и просто ужасного производится на должном уровне. И этот ночной антарктический холод, ветер и снег – их прям на своем лице ощущаешь…

Что еще понравилось, так это отсутствие женщин в кадре. Конечно, учитывая относительную неудачу в плане кассовых сборов, можно сказать, что режиссер ошибся, не беря во внимания женскую аудиторию, но, на мой взгляд, он поступил верно. Чисто мужской, брутальный коллектив для подобного фильма самое оно… Правда, никаких особо запоминающихся персонажей не получилось, разве что доктор Блэйр (Уилфорд Бримли), ну и, может быть, МакРиди (Курт Рассел, для которого именно фильмы Джона Карпентера стали отправной точкой карьерного взлета), правда тот ну очень уж стереотипный – эдакий разочарованный в жизни пилот вертолета, пьющий как лошадь и из принципа не бреющийся, у которого на лбу написано «Вьетнам», и который в сложной ситуации становится главным лидером и командиром среди перепуганных ученых. Хотя для подобного фильма и этого вполне хватает, чтобы с напряжением следить за разворачивающимся на экране действом.

А вот к сценарию у меня есть некоторые вопросы. Во-первых, если всего лишь одна клетка этого существа способна, проникнув в организм, превратить человека в себе подобного монстра, то удивительно, что вся база не была заражена уже в первые часы, принимая во внимания и вскрытия трупов, и фонтаны крови – здесь бы никакие огнеметы не помогли, тем более, что его клетки невероятно живучи. Во-вторых, если уж это Нечто прибежало на станцию в облике собаки, зачем же ему надо было ломать свой маскарад? Ходил бы меж людей, лизнул там, лизнул здесь, так бы всех и превратил в себе подобных. Зачем все эти жуткие трансформации? Есть и еще мелкие несостыковки (надо будет как-нибудь прочесть рассказ-первоисточник), но они не столь важны, чтобы их перечислять.

В общем и целом, фильм получился достаточно мощным, и даже спустя 27 лет смотрится очень неплохо. Определенно, классика жанра, которую вполне имеет смысл приобрести в домашнюю коллекцию, тем более что не так давно компания «Лизард» выпустила его на DVD и в обычном, и в бюджетном варианте…

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments