Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Тарас Бульба

Тараса Бульбу играет Богдан Ступка. Созвучие и, практически, взаимозаменяемость их имен (вот представьте себе – вполне мог бы Николай Васильевич назвать своего героя именно так: «Богдан Ступка» - звучало бы не хуже) уже само по себе заставляет задуматься и поверить в необходимость, уместность и своевременность появления фильма. Именно здесь, где между двух огней – родной Украиной и родной Россией проживает сейчас актер с таким подходящим именем. Именно сейчас, когда он вошел в самый пик своей актерской формы.
Не то, чтобы режиссер Владимир Бортко специально мариновал Ступку и ждал, пока его актерская природа дозреет на медленном огне окружающей действительности, однако так и получилось. Тарас Бульба – выдающаяся роль выдающегося актера, которому посчастливилось сыграть, а нам – увидеть. Главная удача фильма была у авторов в кармане еще до начала съемок – когда Ступка был утвержден на роль Тараса.

Однако режиссер этим не ограничился и, поднатужившись, создал-таки мир Запорожской Сечи. Атмосферу жизни, сообщество людей, быт и нравы русского средневековья. Как описал их Гоголь. Мог бы и Бортко дописать что-нибудь, дорисовать, то есть – доснять. Побольше бы сцен из мирной жизни Сечи, где казаки на приволье веселятся, ругаются, занимаются чем-нибудь – пару-тройку сцен мог бы Владимир Бортко и присочинить. Чтобы побольше занять любимых и замечательных актеров старшего поколения.
А то один кошевой – Владимир Ильин – мелькнул на пару минут (зачем ему только было шить такую богатую шапку)! Другой кошевой – Юрий Беляев – вроде бы и присутствует на экране подольше, но почти бессловесно. Спасибо, Михаил Боярский – казак Шило – может и без слов так сверкнуть взглядом, что становится ясно: в казачьей среде он так же на месте, как прежде – в мушкетерской.
И еще – большая актерская и зрительская удача – роль жида Янкеля играет Сергей Дрейден. Такой хороший актер, он так не часто и не много снимается в большом кино, что хочется обратиться к режиссерам с просьбой: господа и товарищи! Пусть его будет больше! Актер не меньшего колибра, чем Ступка, Дрейден мог бы стать новым Смоктуновским, а мог бы и затмить старого – если бы ему предоставляли столько же возможностей показать себя во всей красе! (А блеснул в полный рост он всего-то пару раз у Юрия Мамина в «Фонтане» и «Окне в Париж», потом у Сокурова в «Русском ковчеге»…) Ну, здесь, в «Тарасе», он – чуть ли не единственный, кто заставляет улыбаться сквозь слезы – во всех трагедиях военных будней.
Так, кто еще из актеров? Прекрасная полячка Магдалена Мельцаж – воплощение польской панночки: неземная красота, чужая речь, гордый взгляд и неприступность. Смотришь на нее и понимашь: да, у Андрия просто не было шансов. Такой она и должна быть. А вот сам Андрий… И Остап…
Владимира Вдовиченкова, похоже, утвердили на роль, в качестве проб засняв сцену казни: именно в ней актер как-то раскрепостился и стало похоже, что он – тот, за кого себя выдает: сын казацкого полковника, сам казак, Остап, герой, готовый голову сложить за веру православную. А до тех пор (а казнь, как вы сами понимаете, в самом конце фильма расположена) – бандит и бандит из «Бумеров». Ничего средневекового в нем как-то не обнаруживается.
Игорь Петренко – хорош донельзя, особенно после предательства - в польских доспехах – просто прынц! Но говорит как-то нечленораздельно, смотрит в сторону - по сравнению с удалью и весельем взрослых казаков в Сечи молодые выглядят бледно. Школа не та. Вот если бы пятнадцатью годами раньше на их месте были бы, например, Машков и Безруков…
Зато умирал Вдовиченков достойно. Так же, как и Ступка – в свой черед. То есть слезы сострадания льются и дрожь ужаса пробирает в предназначенных для этого местах. Хороши так же батальные сцены, особенно штурм крепости. Жаль только, крепость казаки так и не взяли, хотя, когда видишь, как они с этими лестницами лезут на эти стены, а сверху на них камни кидают и льют вар, то вообще не понятно, на что тут можно рассчитывать…
Это я все так по пунктам расписываю, чтобы что-то противопоставить огульному охаиванию фильма, которому он подвергается, конечно же, не с высокохудожественной, а с идеологической стороны. И ничего плохого в этом нет, в том, что фильм, как художественное произведение, вызывает резко противоположные оценки и даже эмоциональные всплески – значит, опять же, во-время и по месту он попал.
Укрывшееся от учеников 6-го класса средней школы (когда «Тараса Бульбу» читают по школьной программе) обстоятельство, что центральным предметом повести является символ веры не отменяет этого факта. Ну да, без малого 200 лет назад 26-летний (по нашим меркам – мальчишка совсем!) Гоголь написал повесть о военном противостоянии на границе двух миров, двух мировоззренческих систем: православия и католицизма, нас и Запада. Как мы видим на собственном опыте, противостояние это не завершено и сейчас и, натурально, мы очень явственно его на себе ощущаем.
Гоголь устами своего героя – Тараса Бульбы, а Бортко – опираясь на авторитет общепризнанного гения Гоголя – декларирует вполне внятно православные – русские – ценности, которые, по мнению Гоголя – Тараса – Бортко – подвергаются притеснениям и нуждаются в защите. Зрители и критики далеко не все согласны с Гоголем – Тарасом – Бортко. Отсюда и шум. Очень правильный и нужный, часто перекидывающийся (неоправданно) на художественные достоинства ленты. Которых, конечно же, по чести сказать, могло бы быть и больше: например, музыка к фильму, написанная Игорем Корнелюком, не выдерживает никакой критики. Ну, да вы и сами это заметите. Что, однако, не отменяет общего творческого успеха фильма «Тарас Бульба».

Россия - 2009
Сайт фильма: http://www.tarasbulbafilm.ru/http://www.tarasbulbafilm.ru/
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments