Николай Кофырин - Nikolay Kofyrin (nikolay_kofyrin) wrote in kinoclub,
Николай Кофырин - Nikolay Kofyrin
nikolay_kofyrin
kinoclub

ТАРАС БУЛЬБА - РУССКИЙ ПАТРИОТ ИЛИ УКРАИНСКИЙ?

Фильму «Тарас Бульба» можно поставить твёрдую пятёрку, хотя и без плюса. Заказ на патриотический фильм стоимостью 516 миллионов рублей выполнен на 200%.
700 человек массовки вяло, но сделали своё дело. Я по собственному опыту участия в съёмках американского фильма «Анна Каренина» знаю, как трудно работать с массовкой.
Вот только остаётся вопрос: Тарас Бульба патриот русский или украинский?
Как известно, все свои произведения Гоголь писал на русском языке, и потому ныне в Украине его произведения изучаются как иностранная литература. Гоголь теперь это русский писатель украинского происхождения.

Приватизировать «Тараса Бульбу» пытались многие. Если в России фильм питерского режиссёра украинского происхождения Владимира Бортко это первая экранизация, то на западе экранизаций было много. Пожалуй, самая известная – американский фильм 1962 года режиссера Джей Ли Томпсон с Тони Кертисом и Юлом Бриннер в главных ролях.


Гоголь оставил массу вопросов, которые ныне пытаются разрешить политики и деятели культуры.
Очевидно, что Тарас Бульба живёт на территории Украйны, называя её русской землёй.
Лично я не разделяю русских и украинцев, – для меня это один народ!
Нынешние политики, руководствуясь известным принципом «разделяй и властвуй», не хотят признавать Украину землёй русской. Кому-то очень хочется поссорить братские славянские народы и заставить их воевать друг с другом, как это было в Югославии. Они нашими смертями прокладывают себе дорогу к власти!

Как и четыре века назад, многие считают Московию и Украйну почти уже находящимися в Азии. Как пишет Гоголь: «появление иностранных графов и баронов было в Польше довольно обыкновенно: они часто были завлекаемы единственно любопытством посмотреть этот почти полуазиатский угол Европы: Московию и Украйну они почитали уже находящимися в Азии».

Для многих сегодня, как и для еврея Янкеля, «где хорошо, там и родина».
- И ты не убил тут же на месте его, чертова сына? - вскрикнул Бульба.
- За что же убить? Он перешел по доброй воле. Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешел.

Лично мне в фильме понравилась польская актриса Магдалена Мельцаж, исполняющая роль панночки Эльжбеты. А вот Игорь Петренко, на мой взгляд, не смог сыграть любовную страсть к польской красавице, которая и побудила его отказаться от отчизны. Возможно, потому, что не хотел играть предателя.
Андрий говорит: «кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»

Сегодня уже не существует проблемы выбора между любовью к женщине и любовью к родине – все выбирают женщину!

Для меня фильм «Тарас Бульба» это фильм о ЛЮБВИ и о СМЕРТИ. Но я его воспринял и как ОТПОВЕДЬ ВОЙНЕ!
Для Тараса Бульбы война это образ жизни.
- А вы, хлопцы! - продолжал он, оборотившись к своим, - кто из вас хочет умирать своею смертью - не по запечьям и бабьим лежанкам, не пьяными под забором у шинка, подобно всякой падали, а честной, козацкой смертью - всем на одной постеле, как жених с невестою?»

Тарас Бульба предлагает воевать с ляхами за веру христианскую, забыв, что ляхи тоже христиане, пусть даже и католики.
- Итак, выпьем товарищи, разом выпьем поперед всего за святую православную веру: чтобы пришло наконец такое время, чтобы по всему свету разошлась и везде была бы одна святая вера, и все, сколько ни есть бусурменов, все бы сделались христианами!

Но ведь Христос учил любить врагов своих, а не убивать их!
А сколько погибло в результате религиозных войн за веру христианскую?!
И ведь враги-поляки тоже христиане!

«Такие-то были козаки, захотевшие остаться и отмстить ляхам за верных товарищей и Христову веру! Старый козак Бовдюг захотел также остаться с ними, сказавши: "Теперь не такие мои лета, чтобы гоняться за татарами, а тут есть место, где опочить доброю козацкою смертью. Давно уже просил я у бога, чтобы если придется кончать жизнь, то чтобы кончить ее на войне за святое и христианское дело. Так оно и случилось. Славнейшей кончины уже не будет в другом месте для старого козака".

Козаки в глазах панов просто сборище бандитов, набегающих погулять-пограбить.
"Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя».
Но даже польское правительство увидело, что «поступки Тараса были побольше, чем обыкновенное разбойничество».

После просмотра фильма «Тарас Бульба» я вышел с приятным чувством, что у нас ещё всё-таки не разучились делать хорошее кино. И я советую всем посмотреть этот фильм режиссёра Владимира Бортко, который, безусловно, станет классикой кинематографа, также как «Идиот» и «Мастер и Маргарита».

Успех фильма, как всегда, обеспечил подбор актёров, который у Владимира Бортко безошибочен.
Вот только в музыке я почувствовал несоответствие: минорные и мажорные тона не соответствуют характеру кадра. Автор музыки к фильму композитор Игорь Корнелюк так это объясняет: «Владимир Бортко грубо перенес фрагменты написанные для одной сцены, в другую часть фильма. Условно говоря, музыка, которая символизировала у меня красное, стала зеленой, и наоборот».

Конечно, в каждом фильме не без огрехов (вроде начищенного сапога и блестящего стремени в поле во время битвы). Слова умирающих козаков слишком продолжительны и патетичны для раненого и истекающего кровью. Здесь явная передержка, как и в сцене сожжения Тараса Бульбы.
Кажется, Владимир Бортко не устоял перед искушением сделать фильм покровавее, чем «Храброе сердце» Мэла Гибсона. Показ колотых и резаных ран явно превышает необходимость, также как и количество крови в фильме «Страсти Христовы».
Невольно вспомнился фильм «Андрей Рублёв» Тарковского, где нет такой патетики, таких продолжительных батальных сцен и такого обилия крови, но патриотизма почему-то больше.

Лев Толстой говорил, что патриотизм это прибежище для подлецов.
Я считаю, что патриотизм это любовь к тому, где ты родился и вырос.

«Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может!»

А почему?
Потому что «русский — это не национальность, это мироощущение! У нас душа ребенка! По сравнению с другими нациями мы словно застряли в детском возрасте. Понять нас трудно, как трудно взрослому вернуться в детство.
Русскому человеку не нужно богатство, мы даже свободны от желания достатка, потому что русский всегда более озабочен проблемами духовного голода, поиском Смысла, нежели накопительством, — в этом пренебрежении материальным заключено духовное средоточие. Только русский может летать над пропастью, оказавшись в полном безденежье, и при этом жертвуя всем ради захватившей его идеи.
И не ищите в России того, что есть на Западе. Россия никогда не будет страной комфорта — ни материального, ни духовного. Она была, есть и будет страной Духа, местом его непрекращающегося поединка за сердца людей; и потому путь ее отличен от других стран. У нас своя история и своя культура, а значит, и свой путь.
Быть может, судьба России в том, чтобы страдать за все человечество, освобождая народы от засилья зла на земле. Жить в России — значит нести ответственность за судьбы мира. Русским, возможно, более чем кому-либо, нужна свобода, они ищут равенства, а не равноправия, свободы духа, а не свободы желаний, свободы без удобства, свободы от удобств и от выгоды.
Россия спасется духовностью, чем удивит мир; спасет и его и себя!»
из моего романа-быль "Странник"(мистерия)

Нацизм – это ненависть к чужим, а национализм это любовь к своим.
Никакая борьба за веру не может служить оправданием убийству.
Никакой патриотизм, не может служить оправданием войне!

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments