okolokino (okolokino) wrote in kinoclub,
okolokino
okolokino
kinoclub

«Вики Кристина Барселона» (Vicky Cristina Barcelona, 2008); Режиссёр: Вуди Аллен

Из жизни отдыхающих

Сценарий: Вуди Аллен
Оператор: Хавьер Агирресаробе
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Ребекка Холл, Крис Мессина, Патришиа Кларксон, Кевин Данн, Абель Фолк, Льюис Омар, Хауме Монтане, Зак Орт, Кэрри Престон, Пабло Шрайбер


Ну, случайно, ну, шутя,
Сбилась с верного путя!
(Краткое содержание сюжета)
 
– Вы пытаетесь забыться с помощью бессмысленного секса…
– Бессмысленный секс?! У вас такое бывает?
(Из фильма)
 
Две американские девушки в поисках новых впечатлений в самом широком смысле слова приезжают на лето в Барселону. Тут в первые же дни они встречают Хавьера Бардема, причем небритого, в атласной рубашке на голое тело, да еще с собственным спортивным самолетом и авто с открытым верхом. К тому же он называет себя художником и делает недвусмысленные предложения в смысле прокатиться па-де-труа в живописную каталонскую глубинку с понятными последствиями. В общем, пропали девки, ясно дело… Но, конечно же, все не так просто, и режиссер с присущими ему иронией и шармом, заставляет зрителя задуматься над вещами куда более серьезными, чем пейзажи Барселоны.   
 
Очень отрадно, что Вуди Аллен, кажется, переживает новый, более светлый этап в своем творчестве. Он перестал копаться в темных сторонах человечекой души, чем занимался непрерывно последние лет 6 (вспомнить хотя бы «Матч-пойнт» или «Сенсацию»), и, кажется, задал еще более фундаментальный вопрос: почему люди все время чувствуют себя несчастными? Как ни трепыхаются, как ни стараются реализовать себя, достичь чего-то…
 
Итак, две девушки – Вики и Кристина – представляют собой два подхода к жизни. Первая (Ребекка Холл) – «приземленная реалистка», олицетворяет фундаментальный подход к жизни, стремление к защищенности и личному комфорту. Она без пяти минут замужем (идеальный жених – «надежный, успешный и понимающий красоту преданности», тоже с рациональным подходом к жизни), влюблен в нее по уши, подыскивает семейное гнездышко поуютней, думает над обустройством дома и деталями свадебной церемонии). Она пишет диплом по архитектуре, исповедует полный набор устоев общественной морали и иудео-христианских ценностей, блюдет грани приличия и развивает в себе позитивный взгляд на жизнь.
 
Вторая (Скарлетт Йоханссон) – ее прямая противоположность, хоть они и давние подруги. Она порхает как бабочка по жизни в поисках чего-то большого и настоящего, толком не понимая, чего же именно, гонимая ветром собственных ощущений и мыслей. Она боится, что еще не все испытала, что самые-то яркие впечатления – впереди, и надо во что бы то ни стало до них дотянуться.
 
Естественно, «свободный воздух Европы вскружил профессору Плейшнеру голову», и вскоре по прибытии в Барселону обе оказываются в койке с развязным, волосатым, но до жути романтичным и пленительным Хавьером Бардемом. Туда они попадают совершенно разными путями, с проговариванием разных слов, после разных цепочек событий, но приходят исправно обе. (Бросается ли женщина на понравившегося ему мужика сама или отдается с криком «Убери от меня свои грязные лапы, мерзавец!!!», не суть важно.) Причем та, что за фундаментальность, – попадает даже раньше. И с того момента обе не могут выбросить из головы это приключение, каждая пытается как-то натянуть его на свое мировоззрение…
 
В этом плане вспомнился старый монолог Жванецкого:
«Консерватория, аспирантура, мошенничество, афера, суд, Сибирь.
Консерватория, частные уроки, еще одни частные уроки, зубные протезы, золото, мебель, суд, Сибирь.
Консерватория, концертмейстерство, торговый техникум, зав. производством, икра, крабы, валюта, золото, суд, Сибирь.
Может, что-то в консерватории подправить?»
Так что поговорим о консерватории. Мне кажется, этим фильмом Вуди Аллен хотел в частности показать, что люди по большому счету делятся на тех, кто беспрерывно занят поисками собственного счастья, так и не в состоянии решиться на что-то определенное в жизни, и тех, кто уже, кажется, сделал свой выбор, и теперь боится, что он неправильный. Естественно, и те и другие чувствуют себя несчастными. Причем вторые – даже больше, вынужденные бороться с приступами душевной шизофрении, когда здравый смысл указывает на явные преимущества того, что уже имеешь, а сердце (или подсознание) шепчет, что нет, самое-то настоящее как раз и проплывает мимо.
 
И хотя в конечном итоге в жизни обеих девушек возвращаются на круги своя, в последних кадрах их лица о-о-о-х как далеки от выражения счастья или хотя бы довольства жизнью… Но не буду сильно углубляться в пересказ сюжета, дабы не портить вам впечатление.
 
Так что же не в порядке с консерваторией? Режиссер предлагает каждому самостоятельно ответить на этот вопрос. Я думаю, что проблема, как это часто бывает, кроется в самой постановке задачи. В жизни далеко не всегда работает капитано-грантовское «Кто ищет – тот всегда найдет», по крайней мере, применительно к счастью и любви. Просто многие люди пали жертвой очень распространенной, красивой и тонкой лжи, которую в той или иной форме культивируют все масс-медиа. А звучит она так: «Ты достоин лучшего!», или: «Возьми от жизни больше!», ну что-то в этом роде. Вот и кидаются все ловить то, что им якобы положено, даже не совсем понимая, что именно.  Как говорится, «Где искать и как добыть То-Чаво-Не-Может-Быть? Ведь его ж на свете нету, сколько землю не копыть!..»  Ясное дело, не находят, и потому чувствуют себя одинаково несчастными и приземленные реалисты, и легкомысленные романтики. Впрочем, не будем вдаваться в морализаторство.
 
Фильм обязателен к просмотру не только поклонниками творчества режиссера, но и всеми, кто чувствует, что в жизни чего-то не хватает. Вам гарантирован чудесный вечер у экрана, и, – кто знает? – возможно, полная раздумий ночь.

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments