Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Артефакт


Режиссерский дебют, как и попытка снять новую вариацию на тему «Матрицы» - дело рискованное, привлекающее критические стрелы со всех сторон. А вот Андрей Соколов рискнул. Мало того, на главную роль пригласил Анастасию Заворотнюк – провокационную актрису, с трудом стряхивающую с себя прилипчивый образ няни-Вики. По каждому из этих пунктов, начиная с первого – вообще браться за такое сложное и неблагодарное дело, как полнометражный художественный фильм в России – прагматичный и рассудительный человек мог бы засомневаться, почесывая в затылке – стоит ли?..

А вот Андрей Соколов рискнул. И его смелости и бесстрашию хочется аплодировать. Тем более, что во время съемок этого полу-фантастического полу-мистического сюжета то и дело случались по-настоящему фантастические и мистические неожиданности. Иногда приятные, но чаще – нет. Деньги кончались (в этом, конечно, ничего мистического нет). Актеры болели и терялись. Но в конце концов нашлись, все совпало и выстроилось.
Получилось интересное, хотя и не безупречное, кино о том, как привлекательный мужчина (Александр Лазарев-младший) и чертовски привлекательная женщина (Анастасия Заворотнюк) едут вдвоем на машине из Москвы на юг навстречу приключениям в поисках снова кода – не Апокалипсиса на этот раз, не да Винчи, а компьютерной программы «Артефакт», которая, впрочем, грозит человечеству вполне апокалиптическими последствиями, если ее не остановить.
Едут, прошу заметить, без перестрелок и погонь, а лишь с легкими переругиваниями да отмахиваниями от провинциальных мошенников и угонщиков. Безусловные удачи фильма: пойманная и запечатленная атмосфера ленивого летнего путешествия по России; точность изображения знакомства, взаимного узнавания и сближения двух поначалу совершенно незнакомых и даже враждебно настроенных людей; и сами эти люди, актерский дуэт – Лазарев – Заворотнюк.
В Заворотнюк примерно через 10 минут после начала фильма перестаешь видеть няню Вику, с удовольствием следишь за ее трансформациями и переодеваниями, и признаешься себе в конце, что она действительно очень неплохая артистка (что не удивительно, учитывая ее многолетний и очень плодотворный опыт работы на одной из лучших театральных площадок страны – в Табакерке Олега Табакова); а уж за Александра Лазарева – так просто отдельное спасибо режиссеру – почему-то этот замечательно красивый и талантливый актер не слишком часто играет в кино. Даже странно: как будто у нас много актеров с такой царственной мужской харизмой!
Вот такие жирные наваристые плюсы у фильма Андрея Соколова «Артефакт». Вполне достойные для дебюта. А минусы? Минусы – в сценарии. Он - очень интересный, как идея: придумана компьютерная программа, материализующая желания пользователя, но за это поглощающая его, сначала в форме наркотической зависимости, а потом и физически. Но фильм развиться этой зубодробительной истории в полный рост не дает (и то сказать, для полноценного развития тут нужно, по хорошему, стосерийный сериал снимать, типа «Секретных материалов»). 
Поэтому множество привходящих фактов, как-то: само появление прекрасной незнакомки в машине главного героя, или роль зловещего друга-врага, заварившего всю кашу, или судьба безвременно погибшей жены и сотрудницы – все как-то скомкано, непонятно и непрорисовано. 
С другой стороны, часто подобная неконкретность и незаконченность, особенно в фантастических фильмах, это фирменный почерк режиссера. Например, Дэвида Линча. У режиссера Андрея Соколова фирменного почерка еще нет – «Артефакт» - его первый фильм. Может быть, он будет именно таким – многозначительным и неочевидным?

P.S. Забавно: в апреле в Российский прокат выйдет еще один российский фильм практически  с таким же сюжетом - и про чудо-программу, и про сладкую парочку искателей кода. Даже жена создателя программы там также погибает, как и здесь. Называется "Трасса М-8". Повезло Соколову, что он успел первым!

Россия - 2009

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments