okolokino (okolokino) wrote in kinoclub,
okolokino
okolokino
kinoclub

Categories:

«Дорога перемен» (Revolutionary Road, 2008) Режиссёр: Сэм Мендес

Как вызов повседневности

Сценарий: Джастин Хэйз, Ричард Йейтс (роман)
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Кэти Бэйтс, Зои Казан, Кэтрин Хан, Майкл Шэннон, ...

Дьявол – в мелочах
(Народная мудрость)
 
Многие говорят о пустоте,
 но с безнадежностью сталкивался
не каждый
(Из фильма)
 
 
Самым убийственным для любой семьи являются отнюдь не житейские передряги и испытания (наоборот, они как раз сплачивают), не нужда и не болезни, не непослушные дети и не теща со свекровью. Самое опасное, что может с легкостью убить любые взаимоотношения – это рутина и серость будней. Повседневность сводит на нет когда-то пестованные мечты, радужные планы, романтические устремления, и в конечном счете – интерес к супружеству, веру в будущее, в себя и свои силы, стремление вперед и ввысь и, в конечном итоге, ощущение смысла самой жизни. Естественно, супруги стараются с этим бороться – кто-то неосознанно, кто-то – объявляя смертельную войну окружающей рутине и серости. Об этой войне и возможных ее последствиях рассказывает этот глубокий и мудрый фильм Сэма Мендеса. 
 
Эйприл и Фрэнк Уиллеры – молодая семья чуть ниже среднего класса и достатка в самом начале забега на осуществление американской мечты. Еще недавно они горячо любили друг друга, строили замечательные планы на будущее, мечтали… Но оба чувствуют, как житейская рутина и серость будней начинают все ощутимее наступать на горло их мечтам и устремлениям, угрожая на корню разрушить все, что им дорого – свободу, романтику, остроту чувств. Вполне, казалось бы, естественные и самоочевидные вещи – необходимость содержать семью, делать карьеру, воспитывать детей, – начинают властно диктовать свои условия, и вот уже супруги с ужасом видят, что с каждым днем они все более становятся «как все». Амбиции не позволяют им сдаться, и накопленная напряженность выливается в бесконечные ссоры, взаимные обвинения и небезосновательные сцены ревности.

И вот, чтобы вырваться из всего этого, супруги идут на кардинальный шаг – они вдруг решают бросить все и уехать в Париж. Навсегда. И неважно, что они весьма смутно представляют себе, чем будут заниматься там и на что существовать с двумя детьми. Им важен сам поступок. Для них Париж, город их мечты, становится символом свободы и новых возможностей стать тем, чем каждому из них хочется быть. Реализовать себя, состояться во всех смыслах, вечно наслаждаться друг другом и ни о чем не думать Делать, что хочется, а не что должно, или разумно, или правильно… быть безрассудным и счастливым, подчиняться порывам чувств, подняться над толпой… 

 
Естественно, житейские реалии и заботы начинают рушить все эти радужные планы как карточный домик.  Продолжая остервенело играть в эту игру каждый за себя, супруги приходят к плачевному финалу…
 
Вообще в фильме показаны четыре способа борьбы с серой повседневностью и безнадегой.
 
Способ первый. Можно просто смириться. А что, тоже вариант. Причем самый распространенный. Покориться объективным требованиям благоразумия и целесообразности. Стать как все. Смешаться с толпой. К этому подталкивает и самих главных героев рациональная логика жизни, и этого-то кстати они так и боятся. Жертв такой капитуляции мы видим в фильме повсюду. В похожих друг на друга, словно продукты клонирования, сослуживцах Фрэнка. В друзьях и знакомых Уиллеров. В живущем по соседству друге Фрэнка Чипе, который по вечерам выходит на край своего участка и с выражением собачьей тоски на лице подолгу смотрит на домик соседей, которые вот так запросто готовы на все плюнуть и уехать в Париж насовсем, разрываемый противоречивыми чувствами зависти, восхищения и священного ужаса перед предателями американского образа жизни.
 
Способ второй. Можно погрязнуть в мечтах, вообще не замечая реалий жизни, и переть как танк к осуществлению чего-нибудь недостижимо-прекрасно-высокого, скажем в поэзии или там в математике, принципиально не желая платить назначенную цену, не замечая никого вокруг себя любимого. Увы, такой путь в лучшем случае тупиковый, а в худшем ведет в психиатрическую лечебницу, как это произошло с Джоном – великовозрастным сыном знакомых Уиллеров. Хотя в фильме он как раз из всех выглядит наиболее нормальным, единственным, кто способен назвать вещи своими именами. К несчастью, или по иронии судьбы, лишь он способен понять Уиллеров, даже в какой-то мере разделить их мотивы и чувства. «Быть сумасшедшим – значит жить своей жизнью. Я не против» – говорит о нем Эйприл.
 
Наши герои Кейт и Лео предлагают нам третий способ. На мой взгляд, – самый верный, будучи правильно истолкован и применим. Стремления молодых супругов в общем правильны. Но трагедия в том, что усилия каждого направлены на себя любимого, на свои амбиции и идеалы. Это не работает – проверено всей историей человечества, миллионами разрушенных семей, толпами несчастных и одиноких мужчин и женщин.

Для поддержания огня любви усилия супругов должны быть направлены друг на друга. Не бегство от реальности в дальние страны, а намеренное и бескорыстное привнесение в эту самую реальность, здесь и сейчас, взаимной заботы, нежности, тепла, внимания, взаимопонимания и да, кончено же, романтики, позволит долгие годы поддерживать огонь любви в его изначальной силе и пылкости. Не потерять остроты чувств, испытать настоящее человеческое счастье – не поддельное и не надуманное («у них есть все, что нужно людям – квартира, машина, дача», – услышал я однажды в разговоре). И в этом вознестись над толпой, и жить не как все, и радоваться жизни. Для этого нужны не амбиции, а жертва – искренняя и ежедневная, в обоюдном радостном сознании того, что находящийся рядом с тобой человек дарован тебе Богом и что ты с ним – действительно одна плоть…

 
Наконец, в последних кадрах отец Джона дает нам четвертый рецепт. Чтобы не замечать всего того сумасшествия, что происходит вокруг, можно просто расслабиться и не париться, а незаметно выключить слуховой аппарат, и продолжать спокойно взирать на окружающих, оставаясь самим собой. Подозреваю, что пятого способа просто не существует. Так что выбирайте, что вам по вкусу.  
 
Чем больше я размышляю над фильмом, тем более глубоким и сильным он мне кажется. Только смотреть его надо внимательно, не пропуская ни одной реплики. Игра ДиКаприо и Уинслет просто прекрасна – ненаигранная страсть и надрыв звучат в каждом слове и жесте. Очень хороши и другие актеры. Фильму совершенно оправданно пророчили звездное будущее.
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments