Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Результаты "Оскара"

«Миллионер из трущоб», фильм английского режиссера Дэнни Бойла про индийского мальчика, который выиграл миллион в шоу «Кто хочет стать миллионером?», стал самосбывающимся пророчеством. Фильм без единой звезды про обитателей бомбейских трущоб победил в самом главном и самом помпезном соревновании богатых и знаменитых, практически повторив снаружи интригу, которая содержится у него внутри. Не часто «Оскар» отдает все главные призы с такой щедростью в одни руки. И точно так же, как в фильме, эта победа далеко не случайна и очень символична. Почему же американские киноакадемики сделали такой парадоксальный выбор?

На самом деле, как бы вы ни были далеко от Лос-Анжелеса, красной ковровой дорожки и всего того, что происходит по эту сторону экрана, заэкранная реальность, создаваемая Голливудом, касается вас – и гораздо больше, чем вы думаете. На самом деле, грезы, производимые этой фабрикой, по широте охвата имеют неограниченное влияние на реальность. На умы и чувства людей, на выбор, который эти люди – мы – делаем в повседневной жизни, ориентируясь на представления о важном и не важном, о главном, о ценном.
Совсем не обязательно быть любителем кино, чтобы ощущать на себе его воздействие. Мода, прически, стиль поведения, слова, жесты, даже чувства, как надо себя вести, чтобы пользоваться успехом, и что такое – этот успех – все эти явные и скрытые образы распростаняются по миру Голливудом. В простой и удобной, доходчивой форме. Если вам не нравится большое голливудское кино – скорее всего, вы просто чувствуете этот скрытый напор и сопротивляетесь ему.
Но речь не об этом. А о том, что раз в год американские киноакадемики собираются как будто на отчетно-выборное собрание мирового масштаба. Раздавая призы, они не столько награждают друг друга за хорошо проделанную работу – это, в общем-то, не имеет смысла: среди тех, кто проходит по красной ковровой дорожке, все делают свое дело практически одинаково хорошо, с высочайшим мастерством, с полной отдачей и самоотверженностью. Или – наоборот: всем, например, ясно, что лучшая артистка современности - это Мерил Стрип, но нельзя же ее награждать каждый год.
Награждают из этих лучших – актеров, ролей, фильмов – те, которые – тут мы подходим к выборной части: те, которые будут определять будущее. Направления развития. «Что будут носить в этом сезоне?» - вопрос недели моды в Милане, после которой все модницы знают: этим летом ходим в длинном, прозрачном, на низком каблуке с тупыми квадратными носами. Практически на такой же вопрос, но в области идей и нравов дает ответ выбор американских киноакадемиков.
Выбор нынешнего года означает довольно крутой поворот в сторону остросоциальных проблем. Кино (американское, а вслед за ним, значит, и мировое, а, значит, и сами люди, которые смотрят, куда указывает кино) снова обратилось к жизни. Реальных людей. Бедных, которые достойны не только социальных пособий, но уважения и восхищения даже.
Беспрецедентный триумф фильма «Миллионер из трущоб» - это такой гигантский восклицательный знак, который Голливуд ставит для всех жителей планеты: обратите внимание! У нас есть бедные! Есть целые страны, в которых живут совсем не так, как мы привыкли показывать в своих предыдущих фильмах. Жизнь вообще-то устроена совсем по-другому. Конечно, «Миллионер» - это сказка. Потому что там все кончается хорошо – но это уж закон жанра.
Однако в фильме предостаточно очень жестких, грязных и неаппетитных реалий, из которых состоит жизнь простых людей за пределами Лос-Анжелеса и – по аналогии – московской кольцевой дороги. Мир – большой, и большая его часть живет вот так и состоит из таких людей. В том числе - героических, прекрасных и бедных. Это открытие, навеянное мировым финансовым кризисом, сделает нашу жизнь другой: добрее и человечнее. Как ни странно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments