Николай Горбунов (gorba) wrote in kinoclub,
Николай Горбунов
gorba
kinoclub

  • Mood:

"5х2" Франсуа Озона и иже с ним. К вопросу о компоновке сюжета

Выстраивать сюжет линейно нынче не модно. Многие современные кинематографисты играют формой, нарезая линейный сюжет на фрагменты и потом располагая их в том или ином порядке. Одним из подобных способов поступил и Франсуа Озон в своем "5х2". И что же мы видим?

О варианте, когда конец сюжета отрезается и ставится в начало, после чего пишется "За год/месяц/как_там_еще до этого...", и сюжет перескакивает на момент времени t=0, я даже заикаться не буду - прием довольно избитый. Однако, избиение его в последние лет 10 стало становиться все более жестоким (вплоть до неузнаваемости), вследствие чего стали появляться интересные импровизации.

Классикой "перетасовки" стало, несомненно, тарантиновское "Криминальное чтиво". Там сюжет нарезан на якобы новеллы, которые перетасованы в случайном порядке, и при желании из них можно восстановить исходную последовательность. ИМХО, это очень наглядно характеризует построение (да и манеру чтения) пресловутого криминального, т.е. на самом деле "бульварного", чтива - что и требовалось доказать.

"Необратимость" Гаспара Ноэ тоже разбита на фрагменты, но они на этот раз расположены упорядоченно - в обратном порядке. Что тоже вполне соответствует задумке: "время разрушает все", этой фразой, собственно, и заканчивается фильм. Зная наперед, каким кошмаром и глупостью все обернется, невольно вздрагиваешь от беззаботного счастья, показанного в последнем по счету (а значит, первом по порядку) фрагменте.

"Сука любовь" Алехандро Гонзалеса Иньяриту по компоновке очень похожа на "Криминальное чтиво" - с той лишь разницей, что сюжетные линии всех новелл в ней идут параллельно. Тем не менее, новеллы в фильме расположены одна за другой и изобилуют ссылками друг на друга и "взглядами на одну новеллу из другой". Получается очень четкое ощущение параллельности и тесной взаимосвязи событий - опять же, что и требовалось доказать. Этот эффект потом использовал Родриго Бельотт в фильме "Сексуальная зависимость", хотя там он смотрится куда менее эффектно. Нечто подобное также любит делать Гай Ритчи, и в его фильмах (взять хотя бы тот же "Snatch" или "Lock, stock and two smoking barrels") этот прием также работает безотказно - получаешь полное ощущение, что пути Господни неисповедимы, и между событиями бывают такие связи, которые и представить себе нельзя.

Но самый, ИМХО, гениальный вариант "перетасовки" был представлен Кристофером Ноланом в фильме "Memento". Там описывается история человека с нарушением памяти, когда отсутствует перенос из кратковременной памяти в долговременную. Соответственно, все, что он ощущает, он неизбежно забывает в ближайшие 5-10 минут. Чтобы дать зрителю ощутить это на своей шкуре (правильно ли я все помню? :), Нолан режет сюжет на две части. Большая часть делается цветной, меньшая - черно-белой. Обе половины, в свою очередь, разбиты на фрагменты по 10 минут, причем в черно-белой фрагменты идут в хронологическом порядке, а в цветной - наоборот. Черно-белых фрагментов меньше, и они изредка вклиниваются в обратный поток "цветных" фрагментов. После где-то шестого фрагмента реально начинает ехать крыша. А потом в определенной точке эти два потока встречаются, и черно-белый фрагмент обретает цвет.

А вот теперь посмотрите в свете всего этого на "5х2" Озона. На фоне вышеперечисленного великолепия его обратный порядок фрагментов не то что меркнет, а вызывает даже какое-то жалкое ощущение - как будто Озон хотел допрыгнуть до славы "Необратимости", а не шмог, и вовсе не потому что не использовал шокирующие сцены. Да, "5х2" - это очень метко, по-французски, нарисованная слезоточивая история мужчины и женщины. Но есть же, в конце концов, такая вещь как патентный поиск, в этом смысле можно было ожидать от Озона гораздо большего. Компоновка сюжета должна помогать воспринимать идею фильма, и когда идея сильная, потенциал этого приема очень велик. Но когда идея слабая или отсутствует, играть компоновкой незачем. В результате "5х2" смотрится не просто как песня акына, а как песня акына-контрамота дискретного типа.

Позор.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments