malchishka82 (malchishka82) wrote in kinoclub,
malchishka82
malchishka82
kinoclub

Загадочная история Бенджамина Баттона (до кучи).

  Шёл в кино зная, что можно ожидать от Финчера, как от режиссёра. Потому что посмотрел не одну его работу. Посмотрел две. Мастер остросюжетного кино с непредсказуемой концовкой, он ,на этот раз, снял другой фильм. Не остросюжетный и совершенно предсказуемый. Да, необычный. Очень необычный (сказка переплетается с жизнью, а притча становится основной нитью повествования). Но предсказуемый.  От пересказа этого кино вы узнаете не больше, чем от просмотра трейлера с врезками о том, как его снимали. "Загадочная история" прежде всего история чувств, а чувства, согласитесь, не поддаются пересказу. Раз так, то с чистой совестью (не боясь испортить кому то удовольствия от девственного просмотра фильма), расскажу завязку сюжета.          В семье мелкого промышленника (мелкого по роду производства - он производит пуговицы) рождается ребёнок. Ребёнок, мало скажем, не такой как все. Попросту уродец каких свет не видел. Мать умирает при родах, а мелкий промышленник(то ли по роду своей мелочности, то ли оттого, что не видет другого выхода, подбрасывает новорождённого уродца в приют для стариков. Ребёнку находится там место и он остаётся жить на руках у приёмной матери - добросердечной молодой негритянки, ухаживающей за старыми американцами.

    Уже после первого медицинского осмотра (бесплатная медицина - одно из несомненных преимуществ приюта) выясняется феномен новорождённого Бенджамина. У него уже есть имя - счастливый знак для малыша.  Феномен заключается в том, что тело младенца - пристанище всевозможных старческих болезней и хворей. Чего у него только нет! Глухота и артроз лишь начинают список недугов, в котором на каждую страницу Большой медицинской энциклопедии у маленького Бенджамина найдётся по нескольку прямых и косвенных признаков. По всем физическим показателям младенец является глубоким старцем. Узнав о подобном состоянии организма, каждый из нас, будучи на его месте, наверняка бы запаниковал и залился разными жидкостями (от слёз и соплей, до водки и валерьянки).  Бенджамин же надёжно ограждён от переживаний, ведь по состоянию души и умственному развитию он ничем не отличается от других младенцев. 

   Ребёнок остаётся жить к немалому удивлению многих.  Нелегко даётся каждый прожитый день (болезни не думают исчезать, так же как и седые редкие волосы на его пигментарной лысине не думают становиться ни темнее, ни гуще). Здесь следует остановиться, чтобы сказать: я благодарен Дэвиду Финчеру за то, что он не поддался на дешёвый приём сделать преображение старика-младенца как можно быстрее.  Благодарен, потому что этим режиссёр сохранил чувства для фильма. Шли кратно десятые минуты просмотра, а Бенджамин на экране выглядел так же, как и минуты назад.  Он на самом деле испытывал трудности, этот ребёнок. Каждый шаг, каждое движение давалось ему с видимым трудом. В эти минуты без сочувствия на экран лучше было не соваться. 

    Но жизнь не стоит на месте даже для ребят-мутантов. У Бенджамина появляются первые друзья. Он осознаёт чувства с каждым прожитым днём. Не беда, что на десять друзей-пенсионеров по суровой статистике фильма лишь один друг-ребёнок. Скорее это счастье. Маленькая голубоглазая девочка становится таким счастьем для взрослого ребёнка. Стоит зрителю включить голову, и он поймёт, как дважды два четыре, что любая маленькая голубоглазая девочка в сюжете автоматически становится объектом чувств и желаний нашего героя. Дальнейшая раскадровка только подтверждает верность данного вывода. В фильме проходит ещё несколько лет и становится абсолютно очевидным, что голубоглазая никуда от своего счастья не уйдёт. Бенджамин вцепляется в неё крепкой финчеровской хваткой и проясняющейся от грима и компьютерных технологий, знакомой харизмой Брэда Питта. Пока ещё не герой любовник, он органично вплетается в роль старика Квазимодо и старательно несёт свой крест.  Здесь стоит остановиться во второй раз, чтобы сказать спасибо Брэдду Питту. Старина Брэдд Питт замечательно исполняет роль старины Бенджамина в начале фильма, а красавчик Питт замечательно исполняет роль красавчика Бенджамина в конце. 

    Дальнейшее рассказывать не стану.  Включите голову и не ошибётесь с продолжением. Главный козырь "Загадочной истории" вовсе не сюжет. Главный козырь - это смакование чувств.  Зритель просчитывает сюжет на несколько ходов вперёд, а просчитав его. дожидается медлительной киноплёнки, чтобы сравнить ощущения от того, что угадал, с тем, что получилось. К чести съёмочной группы, зритель всегда проигрывает. Ожидания оказываются бледным пятном на фоне обнаружившихся чувств.

    "Загадочная история Бенджамина Баттона" истинно голливудский фильм, и нет в этом сомнений. Но кто вам сказал, что истинно голливудские фильмы плохи? Совсем нет. И западные штампы могут отлично смотреться, если ими не не сорить, а аккуратно и точно расстанавливать по полочкам, в соответствии с законами жанра.  Тем более, что Финчер не довольствуется только известными приёмами, а придумывает новые. Одна цепь случайностей длительностью в семь минут, приведшая к важным последствиям для главной героини, чего стоит.  Финчер и здесь остаётся Финчером. Неизбежная в таком фильме романтическая линия, неизбежно рвётся в конце.  Всё по взрослому.  Смотри, не смотри.

    Представьте человека. Человек приходит на берег моря и видит следы на песке. Следы незнакомые. Они чётко отпечатались на берегу. Человек хочет найти ту, которая оставила эти следы, но не находит.  Представьте, что прошёл год. Человек возвращается на берег моря и снова видит следы на песке. Такие же аккуратные женские следы. Он вновь пытается отыскать ту, что их оставила, и вновь не находит. Представьте, что так продолжается из года в год, 20 лет подряд. Наконец в двадцать первый раз человек приходит на знакомый берег и видит знакомые следы на песке. Цепочка следов тянется к ближайшей гряде. Человек поднимает глаза выше и видит молодую красивую женщину. Он идёт к ней. Представьте теперь, что человек этот родился и вырос на необитаемом острове и впервые увидел женщину.  Блокируйте пошлые мысли и вы на тысячную долю узнаете, что почувствовал человек, который знает, что следующие 20 лет ему некого будет ждать.
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments