cheshirik (cheshirik) wrote in kinoclub,
cheshirik
cheshirik
kinoclub

Category:
  • Music:

Шопоголик: жизнь в розовом цвете

Пока Рене “морская свинка” Зельвеггер позорилась в несмешной комедии о прелестях соцстроя, на экраны вышел самый остроумный фильм сезона – “Шопоголик”. Вышел, чтобы порадовать нас гламурно-розовым закатом жанра потребительских комедий. Confessions of a Shopaholic – это прощальный отблеск целой эпохи фильмов, герои(ни) которых продали душу в обмен на золотую карту Visa.

“Секс в Большом городе”, “Дьявол носит Prada”, “Блондинка в законе”, “Мисс Конгениальность”, “Мой лучший любовник”, “Клуб первых жен”, "Женщины", “Как потерять друзей...” и даже “Американский психопат” – за прошедшие годы герои этих киногрез обрели кровь и пульсирующую плоть, сошли с экранов в реальный мир и стали жить среди нас.

***

На наших глазах выросло целое поколение неглупых, успешных и жутко эгоистичных людей, которые научились конвертировать личный успех в создание собственной индивидуальности. Возможно, культ изысканного потребления, начало которому положил Sex and the City, не самое достойное в жизни занятие. Всегда можно найти более благородные затеи, вроде помощи домам престарелых, детским приютам или питомникам для животных. В одной стране даже тратят остатки средств на бесконечное строительство храмов и церквей.

Но появились люди, которые предпочитают тратить деньги на себя – с чувством, с толком, с расстановкой. Метросексуалы из фриков-одиночек превратились в образец для подражания. И не самый, смею заметить, худший образец. Во всем мире человек мегаполиса – это законченный, выписанный до мельчайших штрихов образ. Это трудоголик, начавший работать еще в институте. Это карьерист, который сидит на работе до поздней ночи. Это человек с широким кругозором, способный поддержать любую беседу. И, конечно, это гедонист, прославляющий культ тела и доступных этому телу благ.

Увы, у нас признание получил только последний пункт. И образ превратился, превратился образ в отвратительную, грязно-розовую карикатуру. Кто из наших столичных штучек помнит, что “Секс в Большом Городе” славил не безмозглых дурочек и позолоченных балбесов, а успешных мужчин и женщин? Кто помнит, что героини сериала шутили не только о влагалище и босоножках, но и о Ницше, Черчилле и юриспруденции? Ум, Успех и лишь затем Удовольствия – таков был изначальный посыл.

***

Главная героиня “Шопоголика”, которой не откажешь в первом пункте, все же перепутала местами второй и третий. Не обретя достойной работы с достойной зарплатой, она вовсю предалась своей главной страсти – шоппингу. Для кого-то походы по магазинам – утомительное, но неизбежное зло. А для кого-то – настоящий праздник в зазеркалье бутиков. Молодая журналистка Ребекка Блумвуд, словно кэрроловская Алиса, бродила по этой Стране Чудес, не в силах вернуться к суровой реальности без очередного сувенира.

Каждый шарфик, сумочка или даже плащ-палатка призывали: “Купи меня!”. И Бекки, добрая душа, покупала. До тех пор, пока долг по ее картам не превысил все допустимые лимиты, образовав астрономическую сумму в шестнадцать тысяч долларов. И это еще полбеды – кроме отсутствия денег на горизонте наметилось присутствие рокового мужчины. Дерек Смит, специалист по взысканию долгов – прошу любить и жаловать.

Что делает Ребекка в такой отчаянной ситуации? Нет, она не бросается в хрустальных туфельках на бал – все эти пережитки прошлого остались в раннем средневековье, в 50-х. Со времен сексуальной революции девушки привыкли полагаться не на прекрасного принца и не на добрую фею, а только на себя, любимых. Вот и главная героиня наконец-то берется за ум и отсылает резюме в холдинг, издающий Главный Модный Журнал – Podium Alette.

По законам жанра резюме попадает в другой журнал того же издательства – серьезный экономический еженедельник “Успешные сбережения”, которым и заправляет Прекрасный Принц. За свежий взгляд на экономику сквозь витрины бутиков он принимает Ребекку на работу. Ну а дальше вы знаете – взаимная симпатия, коварные разлучники и счастливый финал в виде sexual harassment’а служебного романа.

***

Если бы на этом можно было завершить рассказ о “Шопоголике”, то мы обрели бы очередную невзрачную комедию о прелестях гламурной жизни (а вы лишились бы еще нескольких занимательных абзацев). К нашему обоюдному удовольствию, фильм куда примечательнее стандартного романтического сюжета и может подкинуть парочку сюрпризов.

Прежде всего, злободневность. Сказка-ложь о счастье потребления плавно переходит в да-в-ней-намек о прелестях разумной экономии и жизни по средствам. В этой теме явно прослеживается социальная сатира, показывающая сходство безудержного потребления с алкоголизмом. Все эти шутки про “Клуб анонимных шопоголиков” с усмешкой говорят о вполне серьезных вещах – после пьяного угара обязательно наступит похмелье. Уже наступило.

Вторым лейтмотивом фильма является тонкая пародия на мир журналистики, вашему непокорному знакомый отнюдь не понаслышке. “Журналист не обязан разбираться в том, о чем пишет”, – сообщаю я вам с обезоруживающей искренностью :) И здесь у “Шопоголика” легко и как бы между делом получается донести то, что не удалось авторам “Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть”.

Также огромной заслугой сценаристов (и, вероятно, литературного первоисточника) являются действительно смешные шутки, позволяющие просто расслабиться и получать удовольствие. Отдельный бонус для внимательных – аллюзии на кинопредшественников. К примеру, догадайтесь с трех раз, кого играет Кристин Скотт-Томас. Или почему у Ребекки такая прическа и такой наряд в финальной сцене. Угадали? Возьмите с полки сельдерей, пирожки фигуру портят.

Кстати, про. Актерский состав фильма просто замечателен, причем это касается не только главных героев. Камео таких блестящих лицедеев, как Джон Литгоу, Джон Гудман, Джоан Кьюсак и упомянутая Скотт-Томас усиливают и без того положительное впечатление. Которое, безусловно, в первую очередь создает пара Айла Фишер – Хью Дэнси. Последнему в “Заколдованной Элле” уже приходилось играть Прекрасного Принца. Если помните, там он влюблялся в другую “начинающую журналистку”, Энн Хэтэуэй. Ну, вы поняли, о чем я.

Айла Фишер, напомнившая молоденькую Эми Адамс, сравнения с Энн избежала, благодаря большему комедийному таланту и изначальной несхожести образов. Ее очаровательная Ребекка скорее похожа на племянницу Кэрри Брэдшоу – успешная, неглупая и по-девичьи наивная колумнистка Большого города. И все такая же транжира из разряда “не пойте числа, я гуманитарий”.

Впрочем, наивность с возрастом уйдет, сменившись опытом; успех и ум останутся при ней. Впереди ждут новые подруги, новые мужчины, первый бестселлер и пара коктейлей “Космополитан” перед сном. А вот бессмысленных трат больше не будет – счастливое время босоножек от Manolo Blahnik ушло и больше не вернется. Но, уверен, Бекки справится.


Справимся и мы ;)

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 45 comments