cheshirik (cheshirik) wrote in kinoclub,
cheshirik
cheshirik
kinoclub

Categories:
  • Music:

Миллионер из трущоб / Slumdog Millionaire: сказ про Иванушку-дурачка

Начну, как водится, издалека. Помните один прекрасный музыкальный фильм, снятый одним известным австралийским режиссером? Там еще луна Жоржа Мельеса оперным тенором подпевала главным героям? Да-да, я про незабываемо волшебный “Мулен Руж”. А помните сюжет, сляпанный на коленке бедным, но талантливым писателем Кристианом? Так вот. Отчаявшийся Дэнни Бойл, режиссер провального “Пляжа”, малоуспешного зомби-хоррора “28 дней спустя” и снова провального “Пекла” взялся за $15 миллионов экранизировать ту историю.

Если честно, то сказка про злого махараджу, прекрасную куртизанку и нищего музыканта разносчика чая у Бойла получилась куда менее эффектной, нежели у героев Лурмана. Дипломатично спишем это на куцый бюджет, которого Бондарчуку хватило бы лишь на розовый танк, и попробуем разобраться – может, есть в этой сказке какой-то глубинный смысл, который мог бы оправдать столь безудержный восторг толпы?

Не буду играться с вами в загадки, чай не на телешоу пришли. Никакого смысла там нет. Никакой глубины, сюжетных поворотов и детально проработанных персонажей. Безудержные восторги – от тотальной, маразматической простоты и предсказуемости всего происходящего, а заодно от всеобщей антикризисной мечты – разбогатеть, ничего не делая. И, конечно, от экзотических индийских “красот”, на которых стоит остановиться подробнее.

Как годом ранее иранцы прокляли столь же бессмысленный, но визуально потрясающий фильм 300, так и индусы предали анафеме эту поделку, которую наши рецензенты имеют наглость называть “жизненной” и “реалистичной”. Взяв все возможные клише про Индию, разбавив их тошнотворной чернухой и вылив эту бодрящую смесь на классический болливудский сюжет, Бойл доходчиво показал зрителям, что такое “индийский реализм” по-американски.

Да бог с ней, с американской аудиторией. Она живет стереотипами о мировой культуре, а из всех индийцев знает лишь Ганди и Шьямалана – ну это самые продвинутые. Но откуда наши-то, натерпевшиеся от голливудской клюквы кинокритики взяли, что эта дешевая поделка – какая-то там веха? Или это часть агрессивной рекламной кампании Первого канала? Как сказал однажды милейший Константин Львович: “Если нашим зрителям каждый день показывать по ящику обезьяну, то очень скоро у нее будут просить автограф”.

***

В этой связи я уже вижу сиквел Slumdog Millionaire“Голодранец”. По личному приглашению Эрнста его приедет снимать в Россию сам Уве Болл. Бюджет нового эпика составит аж $20 миллионов (четверть на откаты). На Дэнни Бойла денег не хватит – до премьеры своего следующего фильма он будет ходить с высоко поднятой головой и широко оттопыренным карманом.

Сюжет, как и в первом фильме, крайне реалистичен. Главный герой – маленький чеченец Ислам, мать которого убивают и насилуют (или насилуют и убивают) злые русские солдаты. Мужественно не пролив по матери ни единой слезинки, он переезжает из Чечни в Москву, планируя отомстить злым русским.

По пути он резко взрослеет сразу на пять лет и полностью меняет внешность (чтобы никто не догадался). В Москве Ислам знакомится с проституткой Лялей и медведем Мишей. Они учат его пить водку и играть на балалайке. Помимо этих увлекательных занятий Ислам начинает обворовывать туристов, ведь известно, что все русские (даже чеченские) – воры.

Постепенно влюбляясь в Лялю, герой забывает о мести. Он добывает деньги, таская туристов по Кремлю и впаривая им матрешки, пока медведь ворует магнитолы из их лимузинов. Языковых барьеров не возникает, благо все персонажи фильма (в том числе и Миша) даже между собой реалистично общаются лишь на корявом английском.

Однажды главный герой встречает на улице самого любимого россиянами певца – Филиппа Киркорова. От радости чеченец сразу прыгает в выгребную яму, которая заменяет русским канализацию, а затем просит у Киркорова автограф. Всем известно, что Киркоров очень любит маленьких мальчиков и ни в чем не может им отказать, поэтому, не поморщившись сразу же дает свой автограф юному ассенизатору.

Вернувшись с автографом домой, Ислам узнает, что Лялю снял известный русский олигарх с известной русской фамилией Пушкин. Желая вернуть любимую, он проникает в дом Пушкина под видом повара. Увы, героя быстро разоблачают – вместо исконных русских блюд – икры и водки – он приносит русскому олигарху сандвич с колбасой и вареньем. Однако успевает передать Ляле, чтобы та ждала его на Курском вокзале каждый день в пять вечера.

Честно отработав у олигарха уплоченные деньги, Ляля приезжает на вокзал и бродит по нему, отбивая клиентов у местных проституток. Тем временем Ислам, забыв про Лялю, вновь загорается жаждой мести к русским. Он – неизвестно как, но кому это интересно – попадает на шоу “Кто хочет стать миллионером”, которое ведет Дмитрий Дибров, убивший прежнего ведущего Максима Галкина (всем известно, что у этих русских постоянные разборки друг с другом).

Цель Ислама проста – выиграть у этих глупых русских много тысяч денег, выкупить Чечню и уехать туда с Лялей. Чтобы никто не заподозрил его в злом умысле, он снова взрослеет на пять лет и меняет внешность. Помимо этого Ислам учится выглядеть Человеком Дождя – тупо смотреть на собеседника мутными глазами и сидеть с отвисшей губой, не вытирая слюни. Всем известно, какие эти русские легковерные.

На игре Исламу попадаются вопросы в духе “Кто изображен на советской купюре в 10 рублей? Ответы: Киркоров, Путин, Ельцин, Ленин”. Легко отвечая на все вопросы, Ислам быстро добирается до последнего, самого трудного: “Как зовут Михаила Боярского? Ответы: Атос, Портос, Арамис, Михаил”. Подумав немного, Ислам берет подсказку 50/50 и угадывает верный ответ – “Михаил” (хотя Дибров, подмигивая азбукой Морзе, подсказывает ему вариант “Арамис”). Судьба на стороне Ислама.

Выиграв много тысяч денег, Ислам сразу попадает в застенки всесильной КГБ (всем известно, что ФСБ – ненастоящее название этой кровавой организации). Злой мужчина по имени агент Иванов жестоко пытает и насилует несчастного героя (вся сцена показана максимально крупным планом). Затем, закурив, они с Исламом болтают о жизни, смотрят телевизор, после чего агент Иванов отпускает Ислама на волю.

Финальные кадры: Ислам и Ляля, с медведем на поводке, целуются и едут в свою маленькую свободную республику, обустраивать там демократию на выигранные много тысяч денег.

Западная общественность будет в восторге от картины, Уве Болла сразу признают классиком кинематографа, а фильм будет номинирован на множество “Оскаров”, в том числе за “Мужскую роль второго плана” (агент Иванов – Сергей Безруков), “Главную песню” (исп. Филипп Киркоров/Надежда Бабкина), “Оригинальный саундтрек” (комп. Игорь Крутой), “Главную женскую роль” (Ляля - Анастасия Заворотнюк) и, конечно, “Главную мужскую роль” (Ислам - Дима Билан).

***

Бред, верно? Однако с точки зрения индийцев Slumdog Millionaire – ровно то же самое! А ведь, помнится, кто-то ругал “Бенджамина Баттона” за то, что в киношном Мурманске КАМЕННЫЕ МОСТОВЫЕ! Ну да ладно, ББ у нас кино скучное, непонятное, долгое, чего о нем говорить – поговорили уже. То ли дело “Миллионер” – просто и весело, с песнями и плясками мы движемся к счастливому финалу в 20 миллионов рупий.

А экзотичность и чуждость происходящего даже позволяет с умным видом рассуждать о реализме, режиссерском замысле, глубоком смысловом подтексте и естественной актерской игре. Бу-го-га, игра... Знаете, дети вообще-то могут играть детей, цыгане – цыган, а Сергей Зверев даже разок пытался сыграть Сергея Зверева. Вот здесь тот же вариант естественной актерской игры. Хоть “Оскара” давай, ей-богу...

Кстати об “Оскаре”. Вторую уже рецу завершаю разговорами о нем, родимом… Этот фильм, вне всяких сомнений, получит несколько статуэток, в том числе, вполне вероятно, и главную, “Лучший фильм”. Очень надеюсь, что хотя бы “За режиссуру” у академиков хватит совести отдать Финчеру. Потому что в картине Бойла никакой режиссуры нет, только эпилептическая камера и горы мусора.

Со своим миллионером Бойл просто “попал в струю”. Индия, бывшая давним стратегическим союзником США, нынче как-то охладела. Победа индийской мелодрамы на главной американской кинопремии – отличный сигнал того, что с новым президентом пришла политика толерантности, дружелюбия и всеобщего благоденствия. А что фильм в Индии оплевали – ну так и что, важен жест. Сейчас оплевали, а лауреата “Оскара” прославят.

Нашлись же те, кто прославил Белана после “Евровидения”. Плохонькый, да свой – национальная гордость, да.


Любите хорошее кино.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →