desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Category:

Темный рыцарь / Dark Knight (реж. Кристофер Нолан, 2008)

ТРАГИЧЕСКИЙ БЭТМЕН

50.42 КБ

Миллиардная прибыль от проката. Выдвижение на «Оскар». Повторный выход на экраны. Масштабный успех сопутствует фильму «Темный рыцарь» практически с момента официальной премьеры, а в последние месяцы это уже стало приобретать некоторые признаки массовой мании. Конечно, здесь существуют внекинематографические, даже внехудожественные причины — скоропостижная смерть Хита Леджера, исполнителя роли Джокера. Впрочем, лишь этим обстоятельством все не объяснить.

Режиссер «Рыцаря», англичанин Кристофер Нолан, номинировался на «Оскар» как сценарист за фильм «Мементо» (2002). К «бэтмениане» приобщился в 2005 году, сняв «Бэтмен: начало». История экранизаций знаменитого комикса — богатейшая, среди других есть и такая заметная серия, как «Бэтмен» (1989) вечного голливудского шутника Тима Бертона с Майклом Китоном — Бэтменом и Джеком Николсоном — Джокером. Мог ли не слишком известный британский режиссер сделать что-то действительно новое на столь внушительном фоне?

Нолан поступил просто, хотя и рискованно: предложил иной модус существования популярного героя — серьезный, так сказать, взрослый. Бэтмен должен был стать чуть ли не трагическим персонажем, тем самым «темным рыцарем». Тут же закладывалось жанровое противоречие — ведь даже само слово «комикс» происходит от английского comic, то есть «комический», это все-таки легкомысленное развлечение, ориентированное на молодежь, подростков. И «Бэтмен», несмотря на сумеречный антураж, тоже исполнен именно в таком формате. Резкое изменение угрожало потерей аудитории. «Начало» в этом смысле стало пробным шаром. Несмотря на довольно противоречивые отклики, Нолан все же довел новую концепцию до полного воплощения. И выиграл.

Сохранив необходимую остроту приключений, режиссер (Кристофер писал сценарий вместе с братом Джонатаном) прибавил к истории кое-что новое — ситуации крайне жесткого морального выбора. Перед большинством героев в тот или другой момент возникает дилемма: отобрать чужую жизнь ради сохранения своей собственной или ради мести — или смириться, оставить все как есть, сохранить в себе хотя бы остатки милосердия? Подобные ситуации вписаны в драматургию «Темного рыцаря» вполне органически, без всякой фальши, и потому они не тормозят действие, а, наоборот, усиливают напряжение. Конечно, это было бы невозможно без первоклассного актерского состава. Кристиан Бэйл в роли Бэтмена еще более убедителен, чем в «Начале». Впечатляет также и работа Аарона Экхарта, который с блеском превратил своего стопроцентно положительного прокурора Харви Дента в раздвоенного ангела мести, больную тень Бэтмена. Но больше всего внимания, конечно, приковано к Джокеру.

При всем уважении к Джеку Николсону, его персонаж у Бертона не является по-настоящему глубоким. Он сыграл шута — гениально, эффектно, но именно шута. С Леджером иначе. Он играет не просто преступника, не просто гениального злодея. Леджеру удается достичь странной нейтральности своего образа — нейтральности орудия в руках судьбы, нейтральности инструмента, с помощью которого проверяется уровень человечности всех других героев. Поэтому в фильме и нет однозначного деления на черное и белое, добро и зло — линия разлома проходит через каждую отдельную душу, и потому также максимально снижен пафос обязательной финальной битвы двух главных антагонистов. Каждый остается при своем — Бэтмен со своей обреченностью на одиночество, Джокер со своим сумасшествием. Судьба жестока, и у нее еще много таких Джокеров в рукаве. Вот такой неожиданно безнадежный итог всей истории.

Остается только гадать, возьмется ли кто-то продолжить цикл о Бэтмене: кажется, после «Темного рыцаря» в этом жанре сделать что-нибудь лучше будет крайне тяжело.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments