zimbabvalj (zimbabvalj) wrote in kinoclub,
zimbabvalj
zimbabvalj
kinoclub

Categories:

Декалог / Dekalog (1989)




Год выпуска: 1989
Страна: Польша
Жанр: Драма
Режиссер: Krzysztof Kieslowski / Кшиштоф Кесьлевский
В ролях: Артур Барцис, Henryk Baranowski, Олаф Любаженко, Piotr Machalica, Jan Tesarz, Katarzyna Piwowarczyk, Кристина Янда, Wojciech Klata, Александр Бардини, Майя Коморовска...
Описание: В конце 1980-х годов режиссер поставил для телевидения "Декалог", серию из десяти фильмов, тематически вдохновленных Десятью Заповедями.

1. "Не сотвори себя кумира"1. "Не сотвори себя кумира"
Десятилетний Павел и его отец Кшиштоф проводят время за их любимым домашним компьютером, пока тётя Павла не начинает тревожиться о его запущенном духовном образовании. Но Павел слишком занят наслаждением жизнью, во многом благодаря отцовскому подарку на Рождество - пара коньков - , так как по подсчётам компьютера лёд довольно прочный для катания на коньках, но......



2. "Не поминай имени Господа в суе"

К пожилому доктору обращается женщина с довольно сложной просьбой. Её муж очень болен и практически умирает, а она беременна от другого, и готова родить ребенка только в случае смерти мужа. Тогда она просит доктора сказать ей точное заключение о шансах на жизнь ее мужа. Но доктор очень обеспокоен такой просьбой, так как его ответ на прямую может повлиять на судьбу другого человека.



3. "Чти субботний день"

Канун Рождества - ночь, когда вся семья вместе, и никто не хочет оставаться один. Эва сооблазняет Януша, ее бывшего любовника, под любым предлогом выйти из дома и пробыть с ней всю ночь. Януш хочет вернуться домой, но Эва определенно решительна...



4. "Почитай отца и мать свою"

Молодая Анка и ее отец живут вместе с тех пор как умерла ее мать. Их взаимоотношения больше дружеские, чем просто отношения отца и дочери. Однажды Анка вскрывает конверт с письмом, написанным рукой матери перед смертью, и чье содержание ставит под вопросом ее родственную принадлежность к отцу...



5. "Не убий."

Яцек приговорён к высшей мере наказания за убийство водителя такси. Пётр, его адвокат, несмотря на блестящую защиту, не смог предотвратить вынесение смертного приговора. Оба они задаются одним и тем же вопросом: «Что я сделал не так?» Пётр ищет ответ в самом себе, в судебной системе, в которую ещё год назад он, молодой адвокат, так свято верил. Яцек думает, что если бы не смерть сестры, ответственность за которую он частично чувствует, то всё могло бы быть по-другому...

Способно ли наказание удержать человека от совершения преступления? Не является ли казнь не менее страшным преступлением?



6. "Не прелюбодействуй."

«Самым большим преступлением против любви, является её отсутствие», - так описал один из критиков основную мысль шестой части Декалога Кшиштофа Кесловского (в кинотеатрах фильм шёл под двойным названием «Декалог, часть шестая. Короткий фильм об убиении ).

Сюжет фильма необычайно скуп. Двадцатилетний Томек (Олаф Любашенко) переезжает к матери своего друга и занимает его маленькую комнатку в многоэтажном доме. Помимо комнаты ему в наследство достаётся карточка с чрезвычайно лаконичной надписью КПЧД, которая означает: «Классная Попка, Часто Даёт» и относится к женщине, живущей в доме напротив. Томек, воспитанник детского дома, постепенно очаровывается красивой незнакомкой. Он начинает подглядывать за Магдой (Гражина Шаполовска) сначала в театральный бинокль, а затем в украденную им подзорную трубу. В юноше, жаждущем любви, восхищение незаметно перерождается в более глубокое чувство. Наконец, он решается признаться Магде в своих чувствах.

В менее часа длящемся фильме Кесловского практически отсутствует зрелищность, но её отсутсвие восполняется невероятно богатой палетой чувств и характеров. С редкой деликатностью представлена внутренняя перемена, произошедшая с молодым, только начинающим жить юношей и зрелой, внешне лишённой каких бы то ни было высших чувств, женщиной. Драматизм развития их «связи» приводит к тому, что оба открывают в себе способность любить - это высшее благо, которого он раньше никогда не знал; это благо, в существовании которого она сомневалась.



7. "Не укради."

«Декалог, часть седьмая», как и остальные части цикла Кшиштофа Кесловского, представляет собой далёкое от стереотипов развитие одной из десяти заповедей. В этот раз речь идёт о седьмой заповеди, гласящей: «Не укради». Казалось бы, нет ничего проще... «Можно ли украсть свою же собственность?» - спрашивает устами главной героини режиссёр, и перед зрителем сразу же встаёт этическая неоднозначность этого вопроса. Всё запутывается ещё больше, когда оказывается, что «собственностью» является ребёнок, за которого борятся мать и бабушка. Майя (Майя Барелковска) – студентка. Будучи совсем юной девушкой она безрассудно вступила в связь со старшим, но безответственным мужчиной. В результате – нежеланная беременность и страх скандала. На помощь дочери пришла мать, Эва (Анна Полона), которая после рождения внучки признала её собственной дочерью. По истечении шести лет Майя захотела стать настоящей матерью своей дочери и пытается получить девочку обратно. Она обвиняет мать в краже. Та же, однако, считает, что избавила Майю от серьёзных проблем и, кроме того, обеспечила внучке спокойное, обеспеченное детство. Важнее же всего то, что Эва привязалась к девочке и не хочет отдать её дочери. В сложившейся ситуации Майя решает выкрасть «свою собственность» и уехать за границу. Но сможет ли эта психически неустойчивая, не умеющая распорядиться собственной жизнью девушка осуществить свои намерения?

Седьмая часть цикла разделила мнения критиков на два лагеря. Для одних она стала «самой неубедительной изо всех», для других же наоборот «оригинальной, тонкой и заставляющей задуматься». С одной стороны критиковали чудаковатость картины, с другой же видели в ней проникновенный рассказ о женщинах, которых любовь толкнула на причиняющие им обеим боль поступки. Кесловскому мастерски удалось показать весь парадокс ситуации, когда мать и бабушка, радея о благе ребёнка, причиняют ему лишь боль. Любовь здесь так тесно переплетена с эгоизмом, что их практически не разделить. Психологическая и этическая напряженность конфликта между Майей и Эвой это не только заслуга режиссёра и сценариста, но и великолепная игра Анны Полоны и дебютировавшей в этом фильме Майи Барелковской.



8. "Не лжесвидетельствуй."

Пережившая нацистскую оккупацию, Элизабет, во время своей исследовательской поездки, встречает Зофью - женщину, которая однажды отказала ей в укрытии от нацистов.

И тогда судьба, столкнув лицом к лицу двух женщин, заставляет их по-новому взглянуть на прошлое и переоценить его.

Совершенно другая, воссозданная заново струя этой истории, когда-либо увиденной нами - шанс искупления и достижения мира между двумя женщинами.



9. "Не возжелай жены ближнего твоего."

Роман (Piotr Machalika), кардиохирург по профессии, узнаёт от своего знакомого врача, что его импотенция неизлечима. Результаты обследования однозначны и безжалостны в своей оценке. Надломленный этим известием Роман решает, что его счастливый брак с молодой и привлекательной Анной (Ewa Blaczczyk) должен распасться. Анна же любит Романа и, несмотря на страшный диагноз, решает остаться с мужем.

В новой для него ситуации Роман становится болезненно подозрителен и ревнив. Однажды, шпионя за Анной, он узнаёт о её связи с молодым студентом-физиком. Однако, вскоре Анна разрывает эти отношения и ей удаётся убедить мужа сохранить семью и даже усыновить ребёнка.

Чтобы оправиться от потрясений Роман и Анна решают на пару недель расстаться и Анна уезжает в горы. Юный студент, узнав о её отъезде, решает отправиться следом. Роман же, совершенно случайно наблюдает за сборами бывшего любовника жены. И, решив, что она его обманула, решает покончить жизнь самоубийством.

Анна, испуганная появлением молодого человека в горах, тщетно пытается дозвониться домой. В тот же день она первым же автобусом возвращается домой в Варшаву.

В «Декалоге, 9», который ещё называют «Коротким фильмом о ревности», Кесловский касается тем щекотливых и болезненных. Но делает он это вируозно, убеждая зрителя своей тактичностью. Достоверно преподносит парадоксальную ситуацию, когда супружеская измена, вопреки всему укрепляет брак. История главных героев очень трогательно передаёт христианское понятие любви, согласно которому она является прежде всего союзом душ и лишь после этого союзом тел.



10. "Не возжелай имущества ближнего твоего."

После смерти отца остается редкая коллекция марок. Ценность ее сильно снижена, однако, тем, что одну серию марок братья сами же неосторожно отдали. Теперь им надо придумать, как ее вернуть...

Этот фильм "Декалога" не столь серьезен по сравнению с остальными. По тональности и актерам он имеет много общего со снятым позднее фильмом "Три цвета: Белый".

 
 
Эти 10 часовых историй берут своей простотой, какой-то бытовой горечью, тем , что могут случиться с каждым. Или почти с каждым. «Пробивает» он так же такими родными блочными серыми многоэтажками, старыми зимними шапками, да и одеждой вообще, каким-то близким, хоть и не до конца понятным языком.
Ну и актерская игра тут даже не обсуждается. Все сыграно «на отлично».
Все части смотрятся просто на одном дыхании.
Для Кеслевского же «Декалог» стал неким трамплином. Этот проект высоко оценили в Европе, режиссера пригласили во Францию, где несколько позже он снял свои «Три цвета».

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments