cheshirik (cheshirik) wrote in kinoclub,
cheshirik
cheshirik
kinoclub

Category:
  • Music:

Загадочная история Бенджамина Баттона: Магия кино

С месяц назад посмотрев “Загадочную историю Бенджамина Баттона” (для краткости ББ), я дал себе зарок – не писать о нем никаких отзывов. По той простой причине, что на фоне этого фильма любые словеса – что ругательные, что хвалебные – кажутся чем-то пустым, пошлым и до крайности ненужным. Что с успехом и доказали некоторые рецензенты.

Собственно, они в итоге и побудили меня настрочить свое веское слово. И пусть оно покажется вам таким же глупым альтернативно одаренным, как попытки узреть в ББ мелодраму, фантастику или пустой клон “Форреста Гампа”. Сейчас я руководствуюсь не здравым смыслом, а заветом Жванецкого: “писать надо, когда уже невмоготу”. Итак, поехали.

***

Всем зрителям, пришедшим посмотреть этот фильм, настоятельно рекомендую запастись провизией, спальными мешками и, конечно же, терпением. Высидеть на одном месте 2 часа 45 минут под силу далеко не каждому. Особенно если учесть, что все это время на экране не будет происходить ровным счетом ничего такого, на что публика привыкла смотреть в кинотеатре. Даже дуэт Питт-Бланшетт в полном составе вы увидите лишь спустя добрую половину фильма.

Ей-богу, рассказывать сюжет – дело неблагодарное, льющее воду на мельницу хулителей. Синопсис известен всем: он молодеет, она стареет. А все остальное в пересказе выглядит жуткой банальностью. Вот смотрите: Он крутит роман с Другой, потом едет к Ней. Та его отвергает, потом принимает, а потом Они живут вместе долго и счастливо. С закосом в “Люк, я твой отец” и “в общем, все умерли”. От тоски аж скулы сводит, верно?

Верно. Однако не из-за убогости сценария, а из-за скудости вербальных средств, которыми очень трудно пересказать всю гамму чувств, всю глубину этой истории. Возможно, поэтому рецензенты особо не заморачивались, начав и кончив описание сюжета рассказом про Часы, Идущие Вспять, с последующим разоблачением жанровой принадлежности картины: “банальная мелодрама”.

Так вот, милые господа, дамы и “те, кто заправляет джинсы в сапоги”. Позвольте вас предостеречь - это все-таки не мелодрама. Не фантастика. Не клон ФГ. И уж конечно не “Бойцовский клуб” (ааа, я рассказал про “Бойцовский клуб”!!!). “Загадочная история Бенджамина Баттона” – это Притча. Метафора. Фантазия. И сравнивать ее надо не со слезливой сказкой про “беги, Форрест, беги”, а с такими образчиками философского кино как “Фонтан” и “Вечное сияние чистого разума”.

Почему-то никто не вспомнил об этих или им подобных фильмах – хотя аналогия лежит на поверхности. Если отбросить хрупкую обертку повествования и заглянуть в мир, который нам открывают эти картины, то можно без особых усилий, не насилуя свой моск экзистенциальной литературой, прикоснуться к осознанию себя, своей судьбы и мира вокруг. Прости мне, дорогой читатель, этот пафос – но подобные вещи порой несколько важнее, чем задница Гарика Харламова и ужимки Джима Кэрри.

Читая некоторые отзывы, я прихожу в недоумение. Неужели самый интеллектуальный вопрос, которые задают себе зрители – это как, ничего не читая, ответить на 15 вопросов и победить злого махараджу получить свой антикризисный миллион?

***


Теперь насчет сходства с “Форрестом Гампом”. Согласен, что между этими фильмами есть что-то общее. Как и между картинами “Часы”, “Вечер”, “Долорес Клэйборн”, “Айрис”, etc. Список вы можете продолжить и сами, благо уже догадались – объединяет их время действия: середина прошлого века. Отсюда и узнаваемая стилистика “выцветших фотографий”.

Однако, как мы с вами уже выяснили, сравнивать ББ с другими картинами на основе одного лишь внешнего сходства довольно наивно. Ведь тогда сцены войны можно назвать плагиатом из “Перл-Харбора” или “К-19”, а танцкласс Кейт – калькой с “Давайте потанцуем”. Согласитесь, это уже полный маразм.

Понмая это, некоторые высоколобые кинокритики пытаются притянуть за уши свою теорию о каком-то глубинном сходстве с ФГ, рассуждая об “истории на фоне века”. Напомню, что несчастному Форресту регулярно требовались подпорки в виде исторических персон, с которыми тот сталкивался с завидной регулярностью. Однако ничего подобного в ББ нет – история Финчера рассказывает о судьбе двух людей, почти полностью игнорируя временное окружение.

Уинстон Черчилль, Иосиф Сталин, Адольф Гитлер, Джон Кеннеди, Юрий Гагарин, Луи Армстронг, Марлен Дитрих, Эдит Пиаф, Мэрилин Монро, Элвис Пресли – все эти великие персоны с удовольствием предстанут перед вами в других картинах. В “Истории Бенджамина Баттона” из всех звезд вы увидите лишь битлов, на пару секунд мелькнувших в кадре. И, конечно, Брэда Питта и Кейт Бланшетт – лучший экранный дуэт 2008 года.

Не секрет, что каждый из них способен заворожить зрителя взмахом ресниц или парой слов (что особенно касается Кейт, которая обожает играть голосом). Что уж говорить о той химии, которая сложилась между этими гениальными актерами еще в “Вавилоне”. Увы, в тот раз Иньярриту не дал нам как следует насладиться их игрой, постоянно запихивая в кадр чокнутую японскую нимфоманку.

К счастью, Финчер позволил каждому актеру раскрыться по полной. В итоге мы получили настоящий пир актерского мастерства, которым стоит наслаждаться как дорогим вином, вдумчиво смакуя каждый глоток, - сиречь каждую сцену, - медленно, но верно приближаясь к состоянию восторженного опьянения.

Ей-богу, когда Кейт и Брэд играют вместе, экран буквально вибрирует от их энергетики. Оба орудуют даром перевоплощения, словно умелый фехтовальщик рапирой – азартно, профессионально, превращая дуэль в настоящий танец. Ну а выигрывает, конечно, зритель. Кстати, для сравнения отмечу, что ничего общего с энергетикой Брэда и Энджи в “Мистере и миссис Смит” здесь нет. При всем уважении к, губы мадам Джоли все же чуть больше ее актерского таланта. А про номинации на “Оскар” поговорим чуть ниже, ок? Не забудьте напомнить, когда начнем закругляться.

Кстати, отнюдь не только главными актерами может похвастаться ансамбль этого фильма. Мы с вами наконец-то дожили до момента, когда Кейт Бланшетт и Тильда Суинтон, которую многие прозвали Blanchett Light, сыграли в одном фильме (пусть в кадре и не пересекаясь). Благодаря мастерству обеих, даже их внешнее сходство не помешало создать два совершенно разных образа, за которыми одинаково интересно наблюдать (хотя главенство Кейт, конечно, не обсуждается).

Увы, без ложки дегтя не обошлось. Я знаю, что многие после нашего разлюли-эпега “ЦырульнеГ” любят Джулию Ормонд, однако здесь из своего актерского арсенала она представила лишь зареванные глаза и… И все. То есть в очередной раз гример позволил Ормонд сделать вид, что она умеет играть (и что она совсем-совсем не похожа на Жюльет Бинош). Если честно, то без нее можно было прекрасно обойтись – дневник могла читать сама Кейт, или та же медсестра. Ну да ладно, это мелкие придирки…

***

О чем же этот фильм? 99 человек из 100 ответят – о любви. А я (тот самый, сотый) из вредности скажу вам – о судьбе.

Что есть любовь? Как говорил Терри Пратчетт устами одного из лучших своих персонажей, “это всего лишь вопрос желез”. Эндорфины, серотонины, релаксины… Все это мирское, тлен к тлену, прах к праху. Хотите экранной любви? Посмотрите на Кейт и Лео (нет-нет, не нынешних – ТЕХ САМЫХ) или на Вивьен и Кларка. Вот это – любовь. Любовь, которая рука об руку идет со смертью. Ведь даже самая романтичная тургеневская барышня в глубине души знает, что вечная любовь живет там же, где Дед Мороз – не на Северном полюсе, а в наших с вами фантазиях.

Все мы рассыплемся в прах – и большинство, как ни прискорбно, отнюдь не молодея. Про нашу "Великую Любовь"тм не вспомнят даже внуки. Однако судьба – и смерть – будет управлять их жизнями так же, как когда-то управляли нами. Как управляют они героями Кейт и Брэда, которые просто ЗНАЛИ, что будут вместе. Что им это СУЖДЕНО.

Помните тот крохотный эпизод, в котором с безжалостной, холодной расчетливостью режиссер показывает предопределенность нашего пути? Когда одна недопитая чашка кофе может искалечить целую жизнь - прсто потому, что все происходит в назначенное время? Задумайтесь на мгновение, что таких вот эпизодов в нашем скромном существовании бесконечное множество. И каждый из них может навсегда переломить чью-то жизнь. Или прервать. В том числе и нашу.

Смерть в фильме никто не проклинает, ее встречают как старого знакомого. Недаром первая часть картины проходит в доме престарелых – там особенно ясно видны отметины судьбы. Кому-то суждено было стать великой оперной певицей и скончаться в забвении. А кому-то были предначертаны семь ударов молнией, ни один из которых не стал смертельным (но, вероятно, сделал чуточку сильнее). Ну а кто-то, из-за ошибки в Небесной канцелярии, вынужден был родиться стариком и пройти долгий путь от могил до колыбели.

Итак, это фильм о времени, смерти и судьбе – том, если хотите, триедином божестве, которое и определяет нашу с вами жизнь.

***

В эпоху бездумного и яркого постпостмодернизма вы видим абсолютно классический фильм, словно снятый иконами Золотого Века, на сей раз не елизаветинского, а века кино. Эту картину могли создать Хичкок, Феллини или Бергман – обрати они внимание на реплику Марка Твена: “Жизнь была бы куда лучше, если бы мы рождались в 80 и постепенно приближались к своему 18-летию”. Однако снял это кино Финчер, одним махом с табуретки талантливого режиссера одного фильма взлетевший на пьедестал живого классика.

Кто мог представить, что создатель культового боевика, нестрашного триллера и занудного детектива сможет сотворить такой вот экзистенциальный эпос, достойный кисти Великих? Он тем более ценен тем, что, при классическом подходе, на всю катушку использует самые современные наработки в области операторской работы, звука и, конечно, спецэффектов.

Со времен “Прибытия поезда” и космофантастики Мельеса каждый режиссер хотел сделать свое творение как можно более эффектным и запоминающимся. Однако до сих пор не было другого фильма, в котором столь революционные спецэффекты были бы не целью, а лишь средством для оформления такой, по сути, камерной истории.

При просмотре было очень обидно, что подобный уровень обработки лиц был невозможен раньше – тогда для истории была бы сохранена не только красота Брэда Питта (который подобен себе же из “Знакомьтесь, Джо Блэк”) и юность Кейт Бланшетт (которая, вероятно, так выглядела лет 20 назад, покоряя сиднейские подмостки)…

К примеру, помните сцену омоложения Мерил Стрип из “Смерти ей к лицу”? Благодаря мастерской работе оператора и осветителя сорокалетняя Мерил предстала перед нами юной девушкой… но всего лишь в одной сцене. А ведь былая моложавость, пусть и оцифрованная, очень пригодилась бы непревзойденной Стрип в той же “Мамме Мии!”. Все мы вежливо постарались забыть, что актриса старше героини в полтора раза, однако оператор об этом не забывал ни на секунду.

К счастью, технологии двадцать первого века наконец-то могут сослужить киноманам добрую службу, не засоряя мозги пустыми спецэффектами взрывов, а сохраняя наследие былой эпохи в цифре. Сейчас все великие и прекрасные актеры современности имеют реальный шанс, оцифровав свою внешность, навсегда остаться с нами. И никакие реальные морщины не помешают им дарить свое мастерство долгие годы. Дорого бы я отдал за возможность, к примеру, увидеть Мэрилин Монро и Скарлетт Йоханссон в одном фильме…

Если уж зашла речь о технологических составляющих, то не могу не упомянуть Александра Десплу, чьи тонкие, хрупкие мелодии внесли значительную лепту в атмосферу фильма. Помните картину “Девушка с жемчужной сережкой”? Так вот, те изящные, светлые композиции, иллюстрирующие быт голландского живописца, написал он же, за 5 лет ничуть не утратив своего таланта. Ничего удивительного в том, что фильм удостоен оскаровской номинации за “Лучший оригинальный саундтрек”.

Кстати, как и обещал, насчет премии. Неоднократно приходилось слышать о каких-то политических мотивах, которые на сей раз сподвигли академиков выдать ББ аж 13 номинаций, в том числе за “Лучший фильм” и “Лучшую режиссуру”. Якобы стоит только сыграть гея или инвалида, как сразу тебя осыпят ворохом золотых болванчиков. Не отрицая общую справедливость этого мнения, в конкретном случае имею сказать…

Политика – это “Оскар” бездарной старлетки Халли Бэрри. Политика – это “Золотая пальмовая ветвь” талантливого лгунишки Майкла Мура. Политика – это номинации первой инди-мелодрамы, в кои-то веки снятой на мировом уровне, а также байопика о человеке, который прославился своей ориентацией и смертью. А потенциальные статуэтки “Загадочной истории Бенджамина Баттона” – это не политика, это несправедливость. Ибо не хватает одной из важнейших номинаций: “За главную женскую роль”.


И вы знаете, кому она должна достаться.
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments

Recent Posts from This Community