Римайер (rimeyer) wrote in kinoclub,
Римайер
rimeyer
kinoclub

Categories:

Пашендаль / Passchendaele

Контузия души

В 1916-м во время боя за один из европейских городков сержант канадского корпуса Майкл Данн с товарищами попал под обстрел немецкого пулемета, установленного в разбитой снарядами церкви. Нескольких человек продырявило, прежде чем Данн успел подорвать пулеметчиков гранатой. Приблизившись к пулеметному гнезду с винтовкой наперевес, сержант увидел раненого немецкого мальчишку с синими глазами. Он заколол его штыком прямо в лоб.
Тот бой закончился для Данна койкой в госпитале. Он больше не мог воевать. Сочувствующее начальство написало диагноз – неврастения – и отправило его домой в Канаду. Но случай заставил Данна спустя время вернуться на поля сражений в Европу, чтобы присмотреть за братом санитарки Сары, которую он полюбил.

В конце 90-х, когда появился шедевр Спилберга про Вторую Мировую – «Спасение рядового Райана», - даже парни с деревянной мускулатурой и такой же головой, с которыми мне случалось общаться про кино, уважительно качали головами: «Да, «Спасение Райана» отличный фильм!». Что уж говорить про адекватных людей.
В случае же с «Пашендалем» наблюдается странная тишина. Ну, деревянноголовые, положим, просто не могут запомнить название. Но все остальные-то почему молчат?

«Пашендаль» - тот фильм, тишина вокруг которого заставляет подозревать заговор. Лента такого масштаба и такой мощи должна выходить на тысячах экранов с массированной рекламной поддержкой. Судите сами:
- это самый дорогой в истории канадский фильм, который стоил ни много ни мало 20 миллионов канадских долларов;
- фильм снял самый известный и горячо любимый во всем мире канадский актёр Пол Гросс – звезда сериала «Строго на Юг», незабвенный ‘констебль Бентон Фрейзер’;
- если «Спасение рядового Райана» - самый зрелищный фильм про Вторую Мировую войну, «Пашендаль» - самый зрелищный фильм про Первую.

Пол Гросс, которому в этом году исполнится 50, начал делать первый зарисовки сценария к «Пашендалю» еще в 20. Фильм основан на воспоминаниях деда Пола – сержанта Майкла Данна, реального участника битвы при бельгийской деревушке Пашендаль (известной как третья битва на Ипре) во время Первой Мировой войны. Фильм скрупулезно воспроизводит подробности немецкого наступления под Пашендалем, используя воспоминания ветеранов Первой Мировой, кинохронику и фотографии того времени. Пол Гросс дал главному герою фильма имя своего деда – Майкл Данн, и многие моменты в картине берут начало в историях, которые дед рассказывал внуку.

«Пашендаль» построен по тому же сюжетному принципу, что и «Спасение рядового Райана»: впечатляющая сцена боя в начале и в конце, и «спокойная» середина. В «Пашендале» середина несколько затянута и скучновата, но это искупается блестящими диалогами, написанными Полом Гроссом – всё сказанное в них серьёзно и существенно, и совершенно нет мелодраматической воды, которая обычно в военных фильмах присутствует.
Война есть безнадежная и бессмысленная бойня – это ощущение в «Пашендале» преследует и давит: как в сценах боев, так и в мирной жизни канадской глубинки, куда вернулся Майкл Данн с «неврастенией». Нет никакой романтики, никакого героизма и подвига – редкий фильм о войне настолько трезво и без восхищения вглядывается в самую её суть.
Война в «Пашендале» шокирует, потому что фильм заставляет воспринимать её абсолютно буднично. Эпиграфом к картине выбраны слова: «Мы воюем, потому что привыкли это делать, а привыкли мы потому, что постоянно воюем». И сержант Майкл Данн говорит о том немецком мальчике, которому он воткнул штык в лоб, без тени ненависти, мести и жалости:
- Я просто убил его – и всё.
В этой машинальности – самое ужасное, что не спрячешь ни за каким диагнозом, ни за какой неврастенией.

Финальная битва при Пашендале поражает своей мощью и реалистичностью. На Ипре несколько недель шли дожди, и солдаты на поле боя буквально утопали в грязи, продвигаясь к линии фронта.
Во время немецкой атаки сержант Данн, возглавивший второй штурмовой отряд, подпускает врага на расстояние вытянутой руки – и начинается настоящая бойня. Люди в упор стреляют в людей – как в тире. Эта сцена и последовавшая за ней жестокая рукопашная мясорубка есть самый сильный антивоенный манифест, представленный в кино: хроника озверения и безумия.
В финале Пол Гросс докручивает свой и без того впечатляющий фильм мощным аккордом: сержант Майкл Данн проделывает по полю сражения крестный путь, аналогичный пути Иисуса. Но если Спаситель это сделал ради всех людей, очерствевший Майкл Данн действует ради одной-единственной медсестры по имени Сара, руководствуясь только выведенным ими правилом – не умирать.
И эта его черствость – как заполненная темной водой воронка контуженной души: синоним огромного провала всех гуманистических ценностей, из которого Европа выберется еще не скоро.

__________________________
"Пашендаль" на Торрентах












Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments