Римайер (rimeyer) wrote in kinoclub,
Римайер
rimeyer
kinoclub

Миллионер из трущоб / Slumdog millionaire

Огромная ирония мирозданья

Так что, мама, кризис коммуникации,
Творческое бессилие, отторгающая среда –
Это все, бесспорно, большие проблемы, да,
Но у них тут в почете белая кожа,
Монетка в рупию и вода,
В городах есть мужчины в брюках –
Если это серьезные города…
Вера Полозкова


Парень из трущоб выиграл 10 миллионов рупий в индийской версии телевикторины «Кто хочет стать миллионером?». Как ему это удалось?
А. Он мошенник.
B. Он гений.
C. Он везунчик.
D. Так предначертано.

На выходе из телецентра Джамаля Малика хватает полиция и усталый инспектор всю ночь пытается выяснить у парня, как же он так ловко смошенничал, сумев правильно ответить на четырнадцать вопросов викторины. Джамаль рассказывает ему эпизоды из своей жизни, благодаря которым он знал ответ на каждый из полученных вопросов.
Рассказы эти складываются в совершенно удивительную мозаику, и постепенно становится понятно, к чему Джамаль стремился всю жизнь и почему в конце концов он оказался на телеигре.

Дэнни Бойл снял невероятную и поразительную историю – динамичную, увлекающую, романтичную, страшную, философскую – сверкающую и переливающуюся, как алмаз на солнце, множеством граней.
«Миллионер из трущоб» построен так гармонично, что все элементы конструкции работают с максимальным воздействием; каждая деталь органично вписана в общее действо и исполняет в нём уникальную, только ей одной предназначенную роль.
Вот Бойл выводит двух братьев – Джамаля и Салима – и показывает, какие ценности были с детства важны для каждого. Вот чудесатые индийские поезда, Тадж Махал, и вскоре дороги братьев расходятся, а жизнь незаметно становится логическим продолжением собственного выбора…
Так в симфоническом оркестре каждый инструмент ведёт свою оригинальную партию, вплетая талантливое исполнение в сложный узор мелодии, от которой слушателям открывается о жизни новая правда, и слезы сами собой выступают на глазах.

На «Миллионере из трущоб» понимаешь предельно ясно, что талантливое кино – как сеанс иглоукалывания: каждая сцена бьёт в нужное место – максимально чувствительно! – вызывая умиление, восторг, оцепенение, слезы, предвкушение.
И фильм Бойла в этом смысле совершенно гениален: он обрушивает на тебя Индию, трагедию, нищету, иронию, безмятежность, воодушевление и принятие – и наполняет изнутри таким переливчатым иноцветием, что на выходе из зала люди должны, кажется, светиться, как Смиты в финале «Матрицы: революции».

У нас «Миллионер из трущоб» выходит ко дню всех влюбленных – и это, безусловно, идеальный фильм для такого случая. Он – про то, что дороги, которые мы выбираем, знают, куда ведут, и кое-что там даже предначертано. Но если ты нашёл свою Латику и стремишься к ней, никуда не сворачивая – всё возможно иначе перечертить.
И Джамаль улыбается, услышав последний – самый дорогой – вопрос телевикторины. Потому что беготня от полицейских, и прыжок в сортир, и «экскурсии» для иностранцев в Тадж Махале, и ожидание на вокзале каждый день в пять часов – всё сошлось в одной точке, словно действительно было предначертано. Огромная ирония, невозможная в бессюжетном мире, заключается именно в этом вопросе, заданном именно Джамалю…
Лучше него для такого случая Бог не выдумал бы и сам*.

________________________
* - строчка одного из стихотворений «Индийского цикла» Веры mantrabox Полозковой

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments