desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Борец (Реслер) / Wrestler (реж. Дэррен Аронофски, 2008)

СМЕРТЬ СЕНТИМЕНТАЛЬНОГО МАЧО

23.52 КБ

Фильм «Борец» снял Дэррен Аронофски, славу которому принес «Реквием по мечте» (2000). История, созданная совместно с Шоном Гуллеттом и Эриком Ватсоном (та же команда сценаристов работала и над ранним, наиболее удачным фильмом Аронофски, «Пи»), — об угасающей звезде рестлинга Ренди «Тарана» Робинсона. Показывают его последние дни. Ренди уже двадцать лет на ринге. В прошлом — обожествление публики, высокие гонорары. Нынче же — вагончик вместо нормального дома, сплошные долги, подработка грузчиком в магазине, дочь по имени Стефани, которая почти не помнит отца и ненавидит его. А ко всему — еще и диагноз врачей: больное сердце и запрет возвращаться на ринг.
В воплощении вполне качественного сюжета Аронофски традиционно прямолинеен. В целом, психологическая тонкость, драматургические и визуальные полутона — это явно не его стиль (даже если того требует материал). Практически все коллизии «Борца» выглядят предельно пресказуемыми, при этом много сугубо драматургических упущений. Та же дочь появляется ни с того ни с сего, без какой бы то ни было собственной истории. Где ее мать, почему Ренди оставил семью — нет даже намека, поэтому и вся линия его отношений со Стефани выглядит неполной и неубедительной. По той же причине не совсем удался и образ Робинсон-младшей, несмотря на все старания талантливой Эван Рэйчел Вуд.

С первых же кадров понятно, что Ренди — неудачник, никому не нужный, обреченный, однако это не обреченность трагического героя, которая в конечном счете поднимает зрителя на высоту катартического потрясения, а лишь отсутствие развития в истории, которую пытается рассказать непритязательный постановщик. И быть бы «Борцу» очередной дидактической мелодрамой, если бы не исполнитель главной роли — Микки Рурк.

Он, кстати, не устает подчеркивать: «Борец» — это, по сути, о нем. Он так же загубил свою жизнь, разрушил семью, карьеру, оказался на грани не только профессионального, но и физического выживания. Насколько в этом плане Рурк играет самого себя — трудно сказать; но то, что роль им выстрадана, глубоко пережита — вне всякого сомнения. Образ Ренди просто поражает своей убедительностью в мельчайших подробностях жестов, мимики, настроения, в том, как он решает повседневные дела, разговаривает с разными людьми (для каждого собеседника находится своя интонация), как хулиганит в ненавистном магазине, как выходит на ринг, как ведет себя, в конечном счете, на самом ринге. Это — утомленный гигант, переполненный неизрасходованными чувствами, сентиментальный мачо с больным, но добрым сердцем, вечный лицедей, для которого граница между рингом и жизнью давно исчезла. Рурк полностью приковывает внимание зала — на его героя хочется смотреть, сочувствовать ему, если он огорчается, радоваться за него, если у него что-то получается. Фактически актер и создал трагедию, которая должна была здесь быть. Но это, пользуясь еще советским определением, оптимистическая трагедия — так как роль Ренди является безусловным и триумфальным возвращением на экран замечательного актера, равных которому в мире — единицы.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments