desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

«Миллионер из трущоб» / Slumdog Millionare (реж. Денни Бойл, 2008)

ИНДИЙСКОЕ КИНО В ГОЛЛИВУДСКИХ МЕХАХ

33.10 КБ

Денни Бойл умеет находить эффектную форму для своих сценарных или режиссерских идей. Так было и с посттарантиновским культовым «Трейнспоттингом» (известным у нас под названием «На игле»), и с триллером «28 дней спустя». С «Миллионером из трущоб» произошло наоборот. Форма здесь вполне традиционная: британо-голливудская смесь биографической драмы и мелодрамы, на которую бы и не обратили внимания, если бы не содержание — полностью индийское. Снимали исключительно в Индии — в Мумбаи и в Агре, причем как во вполне благополучных районах, так и в трущобах. Все роли исполняют индийцы или актеры индийского происхождения. Сорежиссером выступила Лавлин Тандан (приобретала опыт у Миры Наир в «Свадьбе в сезон дождей» и в «Ярмарке тщеславия»).
Фильм снят по роману Викаса Сварупа «Вопрос — ответ», который сам по себе уже стал бестселлером. Бойл убрал множество побочных линий и второстепенных персонажей, сосредоточившись на основном сюжете скитаний нищего сироты Джамаля Малика (Дэв Пател) и его верной любви к Латике (Фреда Пинто). Собственно, на динамической фабуле, созданной Сварупом, и на роскошном индийском колорите, держится фильм.

История вознесения из грязи в раджи плюс любовь на всю жизнь — кого ж это не увлечет? Начинается повествование, собственно, с момента игры, а после — допроса Джамаля в полиции (как он, малограмотный разносчик чая в телефонной компании, мог знать ответы на такое количество вопросов?). Большая часть фильма — это иллюстрации источников осведомленности Джамаля. Знание любого ответа так или иначе связано с конкретной жизненной ситуацией, с испытаниями, со страстями и личными катастрофами.

Взявшись снимать в Индии, Бойл получил замечательный материал — как визуальный, так и человеческий, осталось лишь все как следует организовать. И он это сделал. Восточная фактура просто выпадает из кадра, давая настоящее наслаждение европейскому глазу, истосковавшемуся по яркому зрелищу, но при этом события развиваются стремительно, никаких пауз и торможений, постоянное движение — от поезда к поезду, от приключения к приключению. Что касается актеров, то они успешно опровергают стереотипы о чрезмерно эмоциональной и не слишком упорядоченной школе болливудского мастерства, — все работают достоверно, по-западному точно и дисциплинированно. Да и вообще (и это — один из результатов экспедиции Бойла), после «Миллионера...» становится понятно, что индийская киноиндустрия является колоссальным источником неиспользованных возможностей, к которым могли бы приобщиться кинематографии «золотого миллиарда» с их вечным кризисом идей и недостатком сюжетов.

Что до Бойла, то он, удачно соединив различные культурные и цивилизационные элементы, не только освежил жанр кинематографического романа воспитания, но и определенным образом бросил вызов традициям и Болливуда, и Голливуда. Решение киноакадемии покажет, насколько серьезно этот вызов был воспринят.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments