desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

«Класс» / Entre les murs (реж. Лоран Канте)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА НА ФРАНЦУЗСКИЙ ЛАД

5.28 КБ

В рекламе «Класса» (оригинальное название Entre les murs — цитата из песни, буквально переводится «В стенах») преобладает статистический подход: пишут, что это первый французский фильм за последние два десятилетия, отмеченный Золотой пальмовой ветвью на Каннском кинофестивале (недавно отмечен также номинацией на "Оскар" как лучшая иностранная картина). Критерий довольно сомнительный: можно подумать, что дела на родине кинематографа столь скверные, что более или менее достойного кандидата искали долгие годы, с трудом нашли и нехотя наградили.

Конечно же, это не так. Ситуация во французском кино действительно не лучшая, но это не имеет отношения к успеху фильма Лорана Канте. Просто этого самобытного режиссера наконец-то заметили в высоких экранных кругах.

Канте на первый взгляд снимает социальное кино — по крайней мере, так можно назвать один из его предыдущих фильмов «Тайм-аут», который в 2001 году получил специальный приз на Венецианском фестивале. Но точно так же, как история о безработном, который врет всем, что имеет работу, послужила поводом для детального исследования человеческой натуры, школьные будни в «Классе» являются лишь фундаментом для намного более интересной истории.
«Класс» снят по книге Франсуа Бегодо — практикующего учителя, который не только выступил соавтором сценария, но и сыграл главную роль; более того, некоторые дети и взрослые тоже сыграли самих себя. Итак, Франсуа устраивается учителем французского языка и литературы в обычную школу. Его класс является моделью национального состава нынешней Франции: за партами сидят белые, арабы, африканцы; как следствие — смешение традиций, темпераментов, социальных и культурных особенностей. Однако все его ученики — это прежде всего подростки, вступившие в самый сложный для воспитания и обучения период. Сначала сюжетная линия фильма строится на отношениях притяжения и отторжения, которые возникают между учителем и коллективом учеников, но постепенно режиссер детализирует эту массу, очерчивает оригинальные характеры. Особенно Канте удалась первая половина картины, где Франсуа проводит с учениками оживленную лингвистическую дискуссию — это своего рода трактат в диалогах о природе языка. Наверное, только французы с их мощной языковедческой школой могут воплощать подобные вещи на экране столь захватывающе.

Язык, однако, диктует отношения — так как у каждого из подростков быстро очерчивается свой собственный «дискурс», своя правда. Для Франсуа научить их хотя бы чему-то, приведя к единому знаменателю литературного — то есть своего, взрослого — языка, становится сверхсложной задачей. И тут драма языковая превращается в драму человеческую. С этого момента фильм несколько теряет энергию, которая распыляется в бесконечных обсуждениях, кто прав, а кто виноват в конфликте учителя с учениками. Но, в конце концов, все завершается благополучно и для фильма, и для зрителя. Побеждает Просвещение. Зерна разумного, доброго, вечного пусть и не во всех душах, но прорастают, а режиссеру вместе с Франсуа Бегодо удается сотворить из разнообразия лиц, голосов и споров свою педагогическую поэму без ущерба для главного языка — кинематографического.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments