desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

«Сон» («Мечта») / Bi-mong (реж. Ким Ки-Дук)

УЗЫ СНА

48.24 КБ

«Сон» — фильм, традиционный для Кима Ки-Дука: это еще одна история любви с отягчающими обстоятельствами.

Прославленный режиссер из Страны утренней свежести рассказывает такие истории практически с первых же своих фильмов — вспомним, к примеру, «Остров». Любовь у Ки-Дука неотличима от проклятия, которое в клочья разрывает и души, и тела. И это с полным основанием можно отнести к главным героям нового фильма «Сон» (Bi-mong, другой вариант перевода - «Мечта»). Героев зовут Джин (Джо Одагири) и Рен (На-Йеон Ли). Режиссер сразу же возносит их над бытом: он — художник, каллиграфист, вырезает и печатает иероглифы, она — портниха, моделирует одежду. То есть они равны и социально, и психологически — в отличие от ряда предыдущих лент, в которых один из героев, как правило, маргинал или предрасположенный к агрессии преступник. Однако Ки-Дук находит иной способ разрушить спокойную на первый взгляд жизнь: оказывается, Джин и Рен связаны посредством сна. То, что снится Джину, склонная к лунатизму Рен повторяет в реальности — даже самые опасные действия. При этом их личные ситуации диаметрально противоположны: Джин страдает из-за разрыва со своей девушкой, а Рен, наоборот, бросила своего парня и ненавидит его. Сновидения Джина — кошмар для Рен, ведь она вынуждена совершать неприемлемые для себя поступки.

Кино Ки-Дука держится на двух столпах: визуальной изысканности кадра и акценте на человеческом теле, которое подвергается разнообразнейшим трансформациям, иногда довольно жестоким. Во «Сне» заметны оба компонента. Преобладают яркие локальные краски, даже само противопоставление Джина и Рен обыгрывается на этом колористическом уровне: они появляются на разных фонах или за контрастными полупрозрачными ширмами. Каждый предмет является либо частью живописной композиции, либо орудием самоистязаний, которым подвергает себя Джин, только бы не заснуть и не навредить Рен. Что же до убедительности пыток, тут дает себя знать еще одна особенность режиссуры Ким Ки-Дука — откровенная искусственность драматургии. Иногда, правда, причудливость сюжетов не очень заметна, она скомпенсирована визуальной роскошью и запредельными страстями, однако на сей раз действия героев выглядят уж слишком предсказуемыми — изначально ясно, что кто-то будет сильно мучиться, нанося себе раны, а кто-то будет сходить с ума. С большой вероятностью образуется пара трупов, но конец все равно будет сентиментальным. Героям сложно сопереживать, поскольку их эмоциональность находится на уровне марионеток в садомазохистском театре. Психологически более заметна Джи-а Пак — чрезвычайно выразительная актриса, убедительно сыгравшая главную роль в предыдущем, более удачном фильме Ки-Дука «Вздох». В новой картине у нее, к сожалению, лишь эпизод (бывшая возлюбленная Джина). Символика же эстетических игр весьма проста — «черное и белое — это один цвет», кровь на снегу, бабочка на цепочке — душа или бабочка из сна Чжуан-Цзи (кто кому снится — бабочка мудрецу, или наоборот?).

В целом, это не выдающаяся история. Сентиментальность и незатейливость сценария победили сугубо кинематографические качества, породив, в конце концов, банальный финал. И поэтому получилась очередная жестокая мелодрама из тех, которые уже были у корейского мастера. Так что фильм довольно (даже слишком) ки-дуковский, чтобы понравиться верным почитателям режиссера, но едва ли взволнует зрителей, находящихся за пределами этого сообщества.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments