brok_gauz (brok_gauz) wrote in kinoclub,
brok_gauz
brok_gauz
kinoclub

Categories:

"Морфий" - опиум для киноманов?

Дмитрий Генералов.

Заносить каждый новый фильм Балабанова в реестр "нетленки" уже давно (начиная с "Брата") превратилось у нашей продвинуто-либеральной кинокритики в дурную привычку. Поэтому буря печатных и сетевых восторгов по поводу "Морфия" меня абсолютно не удивила, а с другой стороны - совершенно не насторожила. В обойме козырей оказались здесь сразу две "священных коровы" русской культуры: М.А.Булгаков и С.С.Бодров-мл. Эта изначальная посылка уже настраивала на приятие и одобрямс фильма. Поэтому вчера я уткнулся в экран, настроенный совершенно благодушно, готовясь внутренне оправдать фирменный балабановский натурализм в виде ампутаций и трахеотомий. Самое интересное, что фишки эти я для себя таки оправдал: ну, да - тяжкие будни провинциального врача, грязный труд на благо здоровья нации...
Не оправдал я для себя всё остальное, продемонстрированное мне "неприкасаемым" господином Балабановым. Во-первых, в очередной раз взбесил меня программный зоологический антисемитизм режиссёра. Самый отвратительный персонаж фильма - еврейский фельдшер Горенфельд: «пархатый жид», морфинист и активист РСДРП(б), грабящий аптеки "именем Революции". С первого же кадра, где он появляется, у любого нормального зрителя возникает буйное отвращение ко всей синайской нации, позиционированной мерзким врачишкой. И эти эмоции для меня, увы, оказались единственным душевным откликом на почти двухчасовой фильм. Всё остальное навевало смертельную скуку. Но четно борясь со сном, я всё-таки заставил (буквально заставил: с помощью двух чашек крепчайшего кофе!) досмотреть "самый ожидаемый фильм года" до самого конца финальных титров. Реакция первая - растерянное недоумение: а что мне собственно говоря показали??? Больше всего "Морфий" похож на агитационно-пропагандистский заказ Федерального Комитета Наркоконтроля (вроде "Тисков" Тодоровского-мл.). Хотя Наркоконтроль в титрах никак не обозначен. Отсюда вопрос: уж не продюсерский ли это ход господина Сельянова в надежде срубить с благодарного Наркоконтроля бабки на следующие арт-хаузные проекты студии "СТВ". Кроме подробно заснятой истории впадения главного героя в наркозависимость, начинающейся вполне случайно и банально (точно по Булгакову) и заканчивающейся не менее банальным самоубийством, в фильме нет вообще ничего интересного. Кошмары революции, которыми столь восторгались продвинутые кинокритики, Балабанов показывает совершенно ходульно и штампованно: пожжённые зверями-крестьянами добрые помещики, упомянутый мной выше жидок, конфискующий морфий в угличской аптеке, и т.д. и т.п. Всё это в "новом русском кино" уже было и уже стало "правилом хорошего/дурного тона". Разве что показано с балабановской степенью тошнотного натурализма. А главный герой (актёр Леонид Бичевин) не вызывает вообще никаких эмоций. Актёр ли бездарный, режиссёрская ли задача - энтомологический интерес к наркотической деградации - я так и не понял. Послевкусие от "Морфия" - кисловатый морок сонной скуки. По-моему, единственный контекст, в котором фильм может органично существовать, это какой-нибудь рок-концерт, спродюсированный Анонимными Наркоманами, вроде "Рок против морфия!" или "Мы выбираем здоровый образ жизни!" Сначала - митьки, Рекшан, "Аукцион", а потом - (хотел сказать "Дискотека!") премьера "Морфия". Вот такие вот невесёлые ощущения вызвал у меня этот "самый ожидаемый" прогрессивными россиянами кинопроект. Именно "проект", поскольку к киноискусству опус Балабанова не имеет ровным счётом НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 25 comments