y_blaz (y_blaz) wrote in kinoclub,
y_blaz
y_blaz
kinoclub

«Слепота» (Blindness) Фернанду Мейреллиш


Глубокой ночью, когда все приличные люди крепко спят, я смотрю кино. Вчера это был фильм 2008 года выпуска - «Слепота». Фильм не простой, из категории «НЕ для всех». Только для тонких ценителей. Вот и я решил заценить.  

Кто сделал?

Жанр заявлен как философская притча, что не может не настораживать. Но зато режиссер - Фернанду Мейреллиш, тот самый, который снял отличный фильм «Город Бога», про суровые будни малолетней гопоты из Рио-де-Жанейро. Кстати вот интересно, а если у нас снять подобный фильм, ну про разборки нараЁне, про наркоманов, и несовершеннолетних гопников. Уверен, львиная доля критиков, немедленно укакается от своих же злобных криков: ЧЕРНУХА!!! ЧЕРНУХА!!! А тут нет. Все нормально, ведь гопники не наши, а заокеанские, живут не на Троещине, а в Рио, а значит и фильм не чернуха, а шедевр. Кино, тем не менее, повторюсь – отличное. Но это я отвлекся, сегодня говорим про «Слепоту». Фильм являет собой экранизацию одноименного произведения известного писателя, нобелевского лауреата - Жозе Сарамаго. Я, к сожалению его книг не читал, но мужик Сарамаго, судя по фотографиям, умный, в очках. Больше того, Сарамаго еще и соавтором сценария к «Слепоте» выступил. Ну а фильм, сценарий которого написал нобелевский лауреат, это сами понимаете, любопытно.

На главную роль позвали Джулианну Мур. Мы ее помним по фильму «Ганнибал», где ее умело гонял свирепый, но обаятельный людоед – доктор Лектер. Актриса она прямо скажем, не красивая. Соответственно роли ей достаются харАктерные. Она играет женщин сильных и умных. Здесь играет сильную.

О чем?

Начинается фильм интригующе. По городу едет паренек, азиатской наружности. Едет себе, едет и вдруг как встанет, и дальше не едет. Соседние автомобилисты, ему сразу стали кричать всякое нехорошее, а он себе стоит и не едет. Тут к нему уже прохожие подошли мол, чего стоим, а он им такой: Я ОСЛЕП!!! Тут же нашелся доброохот вызвавшийся подвести больного куда надо. Больной, почему то сказал что надо не в больницу, а домой, мол, жена поможет. Доброохот его немедленно подвез, и умчался в даль, прихватив на память автомобиль пострадавшего. Жена отвезла парня к окулисту, но тот не понял, почему парень ослеп. Сказал, приходите завтра, а сам ушел домой. Дома окулиста встретила жена - недоеденная Ганнибалом Джулианна Мур. А на утро доктор проснулся, и говорит жене, дорогая, Я ОСЛЕП!!! А тем временем по всему городу наблюдаются вспышки внезапной слепоты. Минздрав решает пресечь эпидемию изолировав ослепших. За доктором приехал воронок. Джулианна Мур не желая расставаться с любимым заверила приехавших, что тоже ни черта не видит. И их увезли в какое то непонятное строение. Гетто для ослепших. И каждый день в гетто свозят все новых и новых больных. Среди которых и доброхот-автолюбитель.

Все. Дальше смело можно пропустить примерно час фильма, ни чего интересного там нет.

Только ближе к финалу будут здорово снятые, жуткие сцены заселенного слепыми, погруженного в анархию мегаполиса. Отдельные кадры, ну точно «28 дней спустя», настолько круто.


И как оно?

Фильм - уже миллион раз съеденная история про то, как стремительно оскотиниваются люди, если их изолировать, и лишить контроля со стороны властей. Да-да, давайте вспомним «Повелителя мух», вспомним разные удачные и не очень зомби-ужастики вроде «28 дней спустя», «Рассвет мертвецов», «Мгла» и др. Где нам наглядно показывали, что лишенный надзора сосед, опаснее любого вурдалака. Вспомним немецкий фильм «Эксперимент» про изолированных граждан.

Так и в «Слепоте», слепые посмекалистей тут же сколотили шайку, захватили выделенные для гетто харчи, и стали кошмарить остальных. Остальные в ответ лишь уныло подставляли жопы, мужчины в переносном, а женщины в прямом смысле. Даже зрячая Мур. Все это богато сдобрено занудными шаблонными диалогами на тему морали.

Толковый читатель мне тут же возразит: «Ну и что, что идеи не первой свежести, главное ведь чтобы кино было интересным!!!» Да, дорогой толковый читатель, совершенно верно. Но кино увы, не интересное. В погоне за интеллектуальностью, все интересные сюжетные находки просрали.

Снято местами здорово, разборки и быт ослепших граждан выглядят на экране крайне пугающе, удручающе и необычно. Джулианна Мур, единственная зрячая в стране слепых, играет не плохо. НО на этом достоинства исчерпаны. Все остальные герои не то что не харизматичные, они вообще ни какие. Показанные ситуации схематичные, не убедительные что ли. Изобилие высокопарных метафор, отсутствие динамики, и далеко не всегда уместная «интеллектуальность», превратили в целом хороший и интересный сюжет в муру.

Режиссер, выбирая между съемкой ИНТЕРЕСНОГО, и съемкой УМНОГО кино, выбрал второе (получилось, кстати, не важно). Проблема в том, что перед талантливыми создателями, такой выбор вообще не стоит. Они умеют делать умное кино интересным. Жаль, что у Мейреллиша не вышло. Надеюсь, он еще встанет на путь исправления.

Вывод.

Художественный фильм «Слепота» это кино не для всех. Только для любителей унылой тягомотины. Отдельные, хорошие сцены общую картину не меняют. Смело можно не смотреть.

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments