cheshirik (cheshirik) wrote in kinoclub,
cheshirik
cheshirik
kinoclub

Categories:
  • Music:

"Обитаемый Остров": Последний герой

А мне понравилось. Смелое заявление, верно? Сейчас объясню.

Прежде всего, маленькое литературное отступление. Я не являюсь поклонником товарищей Стругацких, которых "не читал, но осуждаю". Точнее как... Читал, конечно, читал, но до конца дочитать не мог, хотя брался, и не раз. Да распнут мя, грешного, фанаты АБС, но читать до такой степени дурно отредактированный текст - впустую тратить свое время.

Поклонники считают творчество Братьев (ну назову их так, по аналогии с Профессором) чем-то очень интеллектуальным и философским. Не читал Стругацких - не можешь называться интеллигентом. Пошло это, предполагаю, с тех времен, когда верхом интеллекта было так замаскировать cловоблудием фигу коммунистическому режиму, чтобы ее заметила лишь избранная каста поклонников Севы Новгородцева, засыпавшая с портретиком Сахарова под подушкой.

Я по старинке с младых ногтей предпочитал творчество Чехова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Булгакова - за их талант создавать произведения, в которых "фиги" не были бы самой глубокой философской частью. А еще за иронию, которой Братья как-то не славятся даже у самых упертых фанов. Можно ведь о серьезных вещах говорить легким языком. Вот "Мастер и Маргарита", например. Ничего так фантастический романчик. Может, слышали?

...Это я так долго извинялся за то, что говорить сейчас буду только о кино. НЕ о книге.

***

Так вот, повторю первую мысль. Мне понравилось. Честное слово. Нет, я не пиарщик на зарплате у Бондарчука, не друг Васи Степанова и не малолетний фанат "нашива кина". Просто зритель. А теперь подробнее.

Завязка фильма проста и незатейлива. Из советского прекрасного далека на планету Саракш прибывает (присаракшивается) космический челнок с пассажиром на борту. Пассажиром оказывается златокудрый Адонис по имени Максим (и не просите, не буду я заикаться). В полном соответствии со своим блондинистым имиджем, Макс отправился бороздить просторы Вселенной в гордом одиночестве, да еще в неизведанных районах. Бросив девушку и спиз...в отцовские часы.

Чувствуя себя, вероятно Томом Сойером, Филеасом Фоггом и всеми детьми капитана Гранта сразу, наш герой почесывал зудящий зад, вяло болтал с бабушкой за жизнь и жаждал новых приключений. Которые, как вы догадались, не замедлили к нему явиться в лице чрезвычайно меткого астероида, подбившего корабль. Тук-тук, Нео.

После аварийной посадки и начинается история, которая оказывается проста как соломенная шляпка, "что, собственно, и создала сюжет". Продираясь через букволомные шипящие названия (привет, Братья!), зритель видит перед собой классическую антиутопию с примесью киберпанка: тоталитарное государство, враждующее с соседями, зловещее правительство, верная гвардия, очаги сопротивления, пламенные борцы за свободу, далее везде.

В этой связи у меня вопрос. ЧТО в этом сюжете, - не считая риторического вопроса о том, почему нельзя было придумать этимологически и фонетически вменяемые названия, - оказалось непонятно большей части нашей постновогодней публики? И почему остальная часть (преимущественно, из Братских фанатов), отметила сюжет фразой "тут думать надо" и прилепила ярлык "Не для быдла".

"1984", "Бегущий по лезвию", "Вспомнить все", "Матрица", "Бразилиа", "В значит Вендетта"... С каких пор эти фильмы вдруг стали оплотом интеллектуальности? Да, есть над чем подумать, но не до такой же степени? Чем Стругацкие сложнее Дика, Оруэлла и Брэдбери? И, наконец, кто решил, что ОО - это попкорновая забава типа "Трансформеров"?

Последнее, вероятно, ошибка пиарщиков. По опыту знаю, что у нас мало кто умеет пиарить иначе как "революционный краснознаменный ордена Ленина убер-гипер-мега-блокбастер от создателей фильмов, жанрово не имеющих к этому ни малейшего отношения". Вот и пошли народные массы на развлекуху с похмелья, а тут бац - и облом. Быщ-быщ какое-то вялое, героиня сиськи не показала, а ГГ ваще пидор гламурный, фуязряпотратилденьгифедявернимнеихщасже.

Однако и высоколобым авторским фильмом ОО назвать не получится. Сюжет, повторюсь, прост, хоть и с парой приподвыпертов. Хороший жанровый фильм, достойный занять достойное (да, мне, как Стругацким, пофиг на благозвучность) место в ряду перечисленных образчиков. Но при всем при этом, как говорится, есть нюанс...

***

Внимательный зритель мог заметить несколько "пасхальных яиц" и одну большую фигу, которую, вслед за Братьями, режиссер показал правящему режиму. Из приятных мелочей стоит отметить камео Ирины Скобцевой (мамы Бондарчука-младшего и вдовы Бондарчука-старшего) в роли бабушки Максима. Стоит отметить диалог о преемственности поколений, когда Федор Сергеевич говорит в трубку "Да, папа... Куда же я без тебя". Стоит отметить чудесную шутку в монологе Гая: "А, это "Психопанорама"... Развлекательная передача!".

Стоит отметить пародийный образ монструозной теледивы как апофеоз имиджа Екатерины Андреевой, глашатая нашего Святого Престола правительства. А когда эта жуткая бледная статуя, похожая на ведьму-панночку из "Вия", оказывается в паре с таким же ведущим, то на орехи достается и дикторам "Вестей", благо мимика и жестикуляция очень узнаваемы. Пародия на 5+.

Это все, конечно, булавочные уколы, однако дьявол кроется в деталях. В монологе Гая, например: "Отцам хватило воли окоротить этих продажных сволочей, которые после развала Империи решили, что вся страна - их собственность! Наши отцы - чиновники на службе народа, они не царствуют!" Ничего не напоминает, нет? А я вот видел не одного такого бритоголового молодчика, произносящего ровно те же слова. Впрочем, судя по комментариям, молодчики шпильку в свой адрес благополучно пропустили. Ну и бог с ними.

В западных антиутопиях мы видели непонятную нам самосознательность главного героя, который в одиночку борется с целой Системой. В ОО все куда ближе к современным российским реалиям. Все мегакорпорации находятся в руках правительства. Все жители оболванены ретрансляционными башнями. Все повстанцы оболванены своими начальниками, состоящими на службе у того же правительства. И, кажется, выхода нет. Однако тут с небес спускается он: светловолосый Максим, пришелец из какого-то иного, прекрасного мира... Чужой.

Неожиданно сюжет АБС вновь стал актуален, и Бондарчук не побоялся эту актуальность наглядно (хотя, как выяснилось, недостаточно наглядно) продемонстрировать нашим прекрасным зрителям, только-только оторвавшимся от праздничной "Смехопанорамы".

К стыду своему я не припомнил, чтобы в нашем кинематографе был подобный случай, когда модный, раскрученный, небесталанный режиссер в этом королевстве Кривых Зеркал поимел бы наглость показать зеркало, отражающее правду. И про власть, и про корпорации, и про легковерных патриотов, и про не менее легковерную оппозицию (члены которой искренне считают, что познали Истину) с ее продажными руководителями...

Более того, я не припомнил и западного аналога: в голливудских антиутопиях все очень просто и линейно - хорошие повстанцы и плохие правительства. "Остров" же наглядно показывает, что и те, и другие мазаны одной краской, скованы одной цепью:
- Почему истинное назначение башен скрывают от рядовых подпольщиков?
- Ну потому что в штабе надеются захватить власть и использовать башни по-старому, но для других целей...
- Для каких "других"?..


Вот за это двойное, плохо скрытое дно "Обитаемый Остров" мне понравился вдвойне. И все претензии к тому, что никакой это не экшн и не суперсовременный образчик 3D-технологий - они все не по адресу. Цель у режиссера была иной - в декорациях, в обертке добротной антиутопии донести свою мысль до зрителя. С тем же успехом можно было экранизировать "451 градус по Фаренгейту" или "1984". Однако сравните армию почитателей Стругацких и, допустим, Оруэлла. Выбор Бондарчука понятен.

Как понятен и выбор актера на главную роль. Вася Степанов - это Владимир Коренев ("Человек-амфибия") наших дней. Это родной брат Алисы Селезневой. Огромный русский богатырь ростом 2 м 10 см, с голубыми глазами и детской, наивной улыбкой. Слишком странный. Слишком доверчивый. Слишком хороший для нашего мира.

На этом фоне порадовали высказывания по поводу дебильности ГГ: "Почему он все время улыбается???". Начитавшись комментов, весь фильм выискивал хоть одну сцену, где улыбка Степанова выглядела бы тупой, наигранной или вообще не к месту - не было такого. Не-бы-ло. Я, конечно, понимаю что в столичной подземке улыбка приравнивается к непристойному поведению в общественных местах...

Однако вспомните, что Макс считает все происходящее приключением в дикой, экзотической стране. Эдаким "Последним героем" на другой планете. Он еще не сталкивался с миром, в котором открытая улыбка была бы признаком ненормальности или грязных помыслов. Откуда ему знать, что в Москве 21 века улыбаются лишь дети? Максу повезло родиться в веке 22-м. И лишь к середине фильма до него начинает доходить, что все это не понарошку. Что бывают не только люди, но и выродки. И отнюдь не в киношном смысле. Однако в последних кадрах видно, что Максим также рад встретить Гая, как и в начале фильма. И вновь загорается его открытая улыбка. Значит, у мира Саракш есть еще надежда :)

***

....Нет, конечно, не все так гладко. Мне тоже не понравился дизайн космического корабля, содранный из "Матрицы". Мне не понравилась работа оператора, который равно не умеет брать крупные планы (особенно раздражали небритые физиономии Серебрякова и Гармаша) и сцены бадабумов. К примеру, взрыв башни можно было, на радость всем поклонникам быщ-быщ, показать куда сочнее. Мне не понравился розовый танк, который по нелепости сравнялся с собакой из михалковского "12". Мне не понравился выбор главной героини, которая даже со своим размером бюста рядом с Максимом не смотрелась совершенно.

Кстати, про Раду. Мне, конечно, прожужжали уши про то, что в книге ей под тридцатник и она почти на 10 лет старше Максима, однако в фильме-то об этом не сказано ни слова. Поэтому разница в возрасте явно бросается в глаза. В страсть между Степановым и Снигирь верится не больше, чем в сексуальность Мэгги Джилленхал, сумевшей окрутить Бэйла и Экхарта в "Темном рыцаре". К счастью, романтическая тема в фильме вообще проходная.

Никто ни слова не сказал про Гая, молодого, самоотверженного вояку, живущего с широко закрытыми глазами. Петя Федоров в образ лучшего друга ГГ вписался отлично, разве что чуть мешала разница не в возрасте, но в росте.

Какие еще претензии были... К стразам на халате Бондарчука, верно? Почему-то пародию на русский гламур, бессмысленный и беспощадный, народ перепутал с пропагандой этого гламура. Харизматичный облик помешанного на рюшечках гея, с его манерным голосом, манерными жестами и "багатым" жилищем был принят за чистую монету. Однако страсть к гедонизму, которой так славятся властители одной великой страны, от Лаврентия Берии до "человека, похожего на прокурора Скуратова", была известна задолго до съемок ОО. Так что пародийный образ Генерального прокурора также попал в десятку.

Еще несколько раз наткнулся на сравнение Анны Михалковой с, простигосподинекночибудетпомянута, Валерией Ильиничной Новодворской. Господа, вы о чем вообще? В фильме Михалкова похожа на пухленькую Келли Осборн, а ее пробирающая до костей игра в сцене допроса - на финал "Альфа Дога", когда неузнаваемо растолстевшая Шарон Стоун рыдает о погибшем сыне. Или принадлежность к оппозиции и к женскому полу - достаточные симптомы для такой страшной паталогии как "новодворскость"?

Еще людям не понравилась жуткая затянутость фильма. Ну неезнаааааююююууууу... Я, наверно, тооормоооз, потому как смотрел на одном дыхании. Лишь огорчало отсутствие явно вырезанных сцен, из-за чего многие мотивы главных героев остались за кадром. К примеру, как случилось, что сразу после сцены в кафе Рада ведет Максима домой? Как он решает стать гвардейцем? Почему Гай не арестовал его сразу, как увидел? Почему не арестовал потом? То есть понятно, что в такого парня как Макс не влюбиться невозможно, однако додумывать это приходится за сценаристов. Хотя здесь не столько их вина, сколько вина хронометража. Каждая сцена, как в гаррипоттерах, очень ужата, поэтому фильм смотрится довольно живо.

Финальная претензия от наших искушенных киноманов: почему Отцов колбасило также, как и выродков? Ответ дается в конце фильма: "Вся правящая элита - выродки. Все, не вошедшие в элиту, - враги человечества". Это была цитата, не подумайте чего дурного ;)

В общем, я абсолютно не разделяю и не понимаю той дикой травли фильма, которая разразилась в интернете. Конечно, я далек от мысли про заказной антипиар от заинтересованных лиц. Просто несколько кинокритиков, настрочивших свои язвительные опусы, породили массовую истерию, когда люди шли на фильм, уже готовясь увидеть все те фантомные ужасы, которые им так красочно живописали разные тролли и гоблины. Свою роль сыграло и праздничное похмелье (недаром многие писали о слишком большой громкости в кинозалах), когда ничего сложнее "Надежды Надеждовны" как-то не катит.

Поэтому в наступившем году желаю нам всем сохранять голову на плечах и почаще пускать ее в ход, пусть порой это и грозит легкой мигренью. Зато мы будем уверены, что никакие ретрансляционные башни не влияют на нашу способность самостоятельно оценивать этот прекрасный, прекрасный, прекрасный мир.


С Новым годом! =)
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Community