salus*rex (salus_rex) wrote in kinoclub,
salus*rex
salus_rex
kinoclub

Category:
  • Music:

олдбой | oldboy | реж. чхан-ук пак | южная корея

Этот текст не содержит прямых спойлеров....
Но, как бы то ни было, прошу тех, кто ещё только собирается на фильм,
читать аккуратнее, что ли, ничего не додумывая :)

Перед вами мой новый герой......
Философ, избравший путь кинокритика,
судьи чужих деяний.....
Кинокритик, уступивший соблазну творить
самому и ставший кинорежиссёром...
Режиссёр, не заботящийся о том, что пишут
о его последнем детище его бывшие собратья по перу.....
Человек, который плевать хотел на то, чем же закончилась
история невесты, которая любила да так и не вышла замуж.....
Корейский анфан террибль Чхан Ук Пак пришёл
в этом году если не в каждый дом (house),
но в каждый кинотеатр, где крутят хорошее кино (arthouse).
При том явился он туда не как очередной баловень киномоды,
не как главный герой фестивального года,
а как автор, который произнес в этом году новое,
решающее слово в киноискусстве
голосом, который невозможно не расслышать
в хаотичном гвалте мировой режиссуры.
Чем же пак зацепил каннских отборщиков,
да так что они не задумываясь воткнули "Олдбоя" в основной фестивальный конкурс?
Чем он так пронял самого Квентина Тарантино, киномана "со стажем"
и редкой зоркостью на актуальное кино.....
На самом деле - и это глупо отрицать - с фильмом всё становится понятно сразу. С титров.
Безумный вращающийся шрифт названия и рубленый темпоритм начального куска
задают правильный тон блестяще выстроенному повествованию, которое не отпустит
и спустя неделю после просмотра.
Жёсткий и агрессивный киноязык, которым рассказано начало истории бедного О Де-Су,
не оставляет последнему не малейших шансов. Мы понимаем, что кончится всё ужасно,
но даже не догадываемся, насколько.
15 лет заточения без суда без следствия окажутся лишь вступительной частью
грандиозной травли, которую задумал против О Де-Су некий демонический инкогнито,
решивший покарать его за некий проступок, который тот надежно и благополучно забыл.
Все эти 15 лет тюремщик остаётся за кадром, внимательно изучает поведение узника
и этим самым научным педантизмом окончательно укрепляет подозрение зрителя
в том, что О Де-Су имеет дело либо с абсолютным злом, давно так явно не
транслировавшим себя с экрана, либо же действительно в прошлом О Де-Су
есть нечто такое, что простить невозможно и за что и убить то мало.
"Невозможно?", "за что?", "убить?", "мало?" - все эти проклятые вопросы будут клокотать
в самом сердце ожидающего нас действия.
Поиск врага будет уступать по важности поиску истины.
О Де-Су ждёт путешествие внутрь себя, к истокам собственной личности,
к истокам своей индивидуальной морали,
и это путешествие будет не менее захватывающим и адреналиновым,
чем эпизод в мрачном коридоре с низким потолком, в котором О Де-Су
точными ударами молота пригибает противников к полу.
Главный же враг появится неожиданно, совсем не по-демонически,
а как-то буднично и неторжественно, как рядовой прохожий.
В свой чертог он допустит О Де-Су не сразу, а после прохождения
всех полагающихся этапов задуманной им игры.
Их оставят наедине, и последует финальный диалог,
и материализуется некий предмет, ожидавший своего часа 15 лет,
а сценарий сделает финальное телодвижение, махонькое, но непоправимое.
...и зритель ещё долго будет терзаться страшной моральной амбивалентностью развязки,
при которой любой исход и любая трактовка есть проигрыш...
В выигрыше останутся только те немногие, которые после недели интенсивных размышлений
выставят фильму окончательный балл и поймут, что стали душевно богаче.
Мы носим свой ад на краешке языка - кто-то очень верно заметил в связи с "Олдбоем".
"Олдбой" - это тот фильм, который существенно бы поднял в моих глазах
Ким Ки-Дука, но у того явно не хватит способностей сотворить нечто сравнимое по силе.
"Олдбой" - это тот фильм, который неплохо бы смотрелся в фильмографии
Девида Финчера, но тому не хватает сущей малости - диплома по философии
Сеульского университета.
"Олдбой" - это тот фильм, который мечтает снять Тарантино, но до сих пор
у него получались лишь блестящие стилизации под чужие фильмы.
И можно быть уверенным, "Олдбой" навсегда застрянет в его безрамерной
киноманской памяти...... ...ещё одним образцом для подражания.....
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments