ветер (no_stairway) wrote in kinoclub,
ветер
no_stairway
kinoclub

Categories:

Сады осенью\Jardins en automne (реж. О. Иоселиани 2006)


Сады осенью
Jardins en automne
2006
Франция-Италия-Россия

трагифарс / лирическая комедия
режиссер: Отар Иоселиани

в ролях:
Северен Бланше
Мишель Пикколи
Паскаль Венсан
Муна Ндие



"Мы тоже растем, как деревья, у нас тоже опадают листья, и все мы, в сущности, сад". (Отар Иоселиани)


Он по-прежнему живет в Грузии, хотя и снимает кино во Франции. Его любимые персонажи по-прежнему забулдыги и выпивохи, словом, милейшие люди. Его фильмы по-прежнему нерентабельны - еще одно косвенное подтверждение их культурной значимости. Во Франции это понимают, но и у них бюджетные субсидии на искусство ограничены и когда денег на съемки не хватает, режиссер от безысходности обращается к России. Как ни странно, у агентства культуры и кинематографии для Иоселиани средства нашлись. И это хорошо. Когда выходит фильм, Иоселиани приезжает на премьерный показ в Москву. В другое время он здесь не появляется - незачем.

Иоселиани прекрасно говорит, выражается понятно и доходчиво, не разбавляя свои суждения политкорректными высказываниями, гладкими и пустопорожними. Он не путает толерантность с безпринципностью - подмена этих понятий стала бичем нашего времени. Человек мудрый, он знает то немногое, что имеет в этой жизни истинную ценность. Знает и как следует рассказывать об этом в своих фильмах. Они, как и положено притчам, аллегоричны, но в тоже время не далеки от действительности. Лишенные какого-либо морализаторства и излишней назидательности, они не сложны для восприятия. Напротив: ироничное отношение к сущему обладает удивительной способностью прогонять хандру, снимать депрессию, давать надежду на исцеление и выход. Во всем этом Иоселиани знает толк. Будь иначе, не выходили бы зрители с такими просветленными лицами после сеанса. А они выходят.




Венсан - какой-то министр, возможно, сельского хозяйства. День ото дня на службе Отечеству. Медаль корове вручить, бумаги подписать. Но в стране неспокойно, граждане постоянно митингуют. Венсан вынужден уйти в отставку и возвратиться к жизни французского обывателя. Вкратце весь сюжет, в который, помимо прочего, искусно вплетена и актуальная для сегодняшней Франции тема иммигрантства. Словом, зритель почувствует дух времени: режиссер в своей притче обеими ногами опирается на землю. Минимум диалогов и склеек, сцены плавно перетекают из одной в другую. Никаких крупных планов. Юмор эстетский, тонкая ирония сквозит буквально в каждом не кадре даже - в наличиствующих в интерьере предметах, вроде развешанных всюду, где оставил свой след Венсан, картин с кабанами. Неминуемо поддаешься обаянию героев, не можешь не умиляться их чудаковатости, притягательной способности получать удовольствие от простых вещей: музицирования, распития вина в хорошей компании, рисования мелками, а то и вовсе - палки-чесалки - то немногое ценное, что посчитал нужным забрать из своего кабинета в новую жизнь бывший министр .


А вот что говорит Иоселиани:

"Это фильм о "функционере" (французское "fonctionnaire"), по-русски, о чиновнике. Чиновники — люди, вступившие в добровольное рабство. Мой фильм о том, как приятно, оказывается, от этого рабства избавиться и стать независимым и свободным".

"Человек, который выполняет бюрократические функции и наслаждается ими, не живет. Крошка Цахес очаровывал всех своим отвратительным присутствием, а потом выяснилось, что это просто уродец, и больше ничего. Но нормального человека жалко, когда он ведет бессмысленную жизнь. Собственно, в этом и смысл придуманной нами притчи: до какого-то момента человек не жил и вдруг стал жить. Но жизнь заключается вовсе не в сплошных наслаждениях, а в том, чтобы начать себя ощущать дышащим, страдающим и веселящимся человеком".


Неожиданное применение нашлось актерскому таланту Пикколи: в "Садах Осенью" он исполнил роль матери Венсана. И сделал это прекрасно - самая что ни на есть бабуля с юга Франции.

– Мне нужно было найти даму в современной Франции, обладающую высоким классом, благородными качествами. Их осталось совсем немного. Я хотел пригласить на эту роль Нарду Бланше, которую и прежде снимал, но она вдруг заболела. Если нет под рукой рыбы, то и креветка сойдет. Я не думаю, что Пикколи играет лучше, чем Нарда. Но во всяком случае у него есть статус и стиль. Я совсем не разделяю восторгов прессы: ах, как замечательно он сыграл даму. Актер надел маску, как и полагается. Когда мы его первый раз сфотографировали в парике, Мишель воскликнул: "Боже мой! Как я похож на мою маму!" Я не вижу ничего экстраординарного в его перевоплощении.


Обходясь минимумом склеек и крупных планов, делая сцены достаточно продолжительными, а диалоги - немногослоными, режиссеру удается достичь почти осязаемого эффекта присутствия на улицах Парижа. У зрителя возникает ощущение абсолютной достоверности происходящего, он словно оказывается среди жителей города, получая возможность наблюдения за их каждодневной жизнью.

Фильмы Иоселиани уникальны. Разливаясь теплом по телу, словно крепкий пуэр, они согревают душу, оставляя ощущение приятного послевкусия, . "Сады Осенью", доброе, гуманистическое кино с очень правильным посылом.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment