desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Category:

Это свободный мир… / It's a Free World... (реж. Кен Лоуч, 2007)

ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ СВОБОДНЫЙ МИР

12.89 КБ

Одна из преобладающих тем европейского кинематографа — Другой. То есть — другой человек, с другой историей, неизвестного происхождения — настоящая загадка для вечно рефлексирующего западного сознания. Другой — это настоящая вещь в себе. Отношением к Другому чрезвычайно эффективно проверяются как персональные качества отдельных индивидов (которые на появление этого пришельца в своей жизни отнюдь не рассчитывали), так и ныне действующие общественные механизмы типа демократии, свободы выбора и т.п.. В разные эпохи место Другого занимали разные субъекты, но, кажется, в последнее время более остальных на эту роль подходит кандидатура трудового мигранта, желательно — нелегального. Собственно, вокруг проблемы трудовой миграции и построен сюжет нового фильма Кена Лоуча «Это свободный мир».
Кен Лоуч — живой классик британского кино. В первую очередь он является признанным мастером социального реализма. Героями его произведений становились безработные, пролетарии, беспризорники, матери-одиночки. Многие фильмы Лоуча вызывали огромный резонанс в Великобритании и даже подталкивали общество и правительство к решению конкретных проблем. Признание от фестивального мейнстрима социальный реализм Лоуча получил лишь в 2006 году — когда его «Ветер, колышущий вереск», посвященный войне за независимость Ирландии, получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах. «Свободный мир» покорил другой форум — Венецианский, где получил три приза, в том числе «Золотые Озеллы» для Поля Лаверти за лучший сценарий.
Лента рассказывает о матери-одиночке Энджи — сотруднице рекрутинговой компании. Ее работа заключается в том, чтобы получать с иммигрантов деньги, обещая им работу, на которой они, как выяснится позже, не получат зарплаты. Однажды сама потеряв работу, Энджи вместе с подругой Роуз решают открыть собственное агентство. Девушки помогают иммигрантам из Украины, Польши и Ирана, и сначала их намерения довольно благородны, но очень скоро бизнес подруг превращается в беспринципную погоню за деньгами.
Лента Лоуча интересна тем, что показывает не столько страдания гастарбайтеров, сколько внутреннюю драму тех, кто их эксплуатирует. На роль Энджи он пригласил Кирстон Уэринг — дебютантку, которая уже потеряла надежду получить сыграть где бы то ни было. То, как она исполнила эту роль, свидетельствует о безошибочности выбора режиссера. Уэринг точно, предельно детально показывает постепенное превращение молодой женщины, которая всего лишь старается обеспечить своему маленькому сыну нормальную жизнь, в жестокую и беспринципную фурию, сознательно обманывающую гастарбайтеров, торгующую их жизнями, ради выгоды сдающую их полиции, несмотря на то что сама ведет свои дела абсолютно противозаконно. Однако равные возможности, которые предоставляет свободный капиталистический мир, становятся настоящим адом не только для тех, на ком наживается Энджи, но и для нее самой.
Впрочем, Лоуч и раньше не особо тешил себя иллюзиями относительно истинного уровня свободы в этом мире, но в новом фильме его взгляд предельно безнадежен. Режиссер и сценарист используют прием, уже удачно опробованный себя в «Ветре...», — закольцовывание повествования: сначала герои преодолевают несправедливость по отношению к себе, потом наслаждаются плодами победы, но в конечном итоге, не имея возможности остановиться в своей нескончаемой борьбе, сами начинают творить зло. Энджи возвращается к тому, с чего начинала, — и смотреть в глаза ее очередной жертвы, уже немолодой украинки Людмилы, просто невыносимо.
Вот так на будничном, фактически газетном материале можно построить настоящую, почти макбетовского уровня, трагедию.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment