Екатерина (katerina_lo) wrote in kinoclub,
Екатерина
katerina_lo
kinoclub

Categories:

"Враг Государства №1: Легенда"/"L'Ennemi public n°1"


Название: Враг Государства №1: Легенда

Оригинальное название: L'Ennemi public n°1

Год выпуска: 2008

Жанр: Боевик

Выпущено: Франция, Canal+ [fr]

Режиссер: Жан-Франсуа Рише

В ролях: Венсан Кассель, Людивин Санье, Матье Амальрик, Жерар Ланвен, Сэмюэл Ле Бьян, Оливье Гурме, Мишель Дюшоссуа, Мириам Буайе, Анна Консиньи, Жорж Вильсон

 

«Свободный – путь на Голгофу»

 

Чем может быть интересен сей фильм? Впринципе не представляет никакого художественного интереса: нет в ней никаких глубоких образов, особенной глубины. Но эту картину невозможно пропустить из-за главного героя – а если точнее, то Венсана Касселя.

Эта картина прекрасный пример современной мифологии – если угодно рассказ о герое как о божественном наследнике, который приходит к людям чтобы дать ту или иную ценность. Каждому веку свои святые и свои грешники. Каждой эпохе своя ценность.

В каждой эпохе борьба добра со злом, деяния героя – разыгрываются на совершенно разных поприщах. Когда-то Прометей вершил свои подвиги среди богов. Распятый Христос проповедовал среди простого народа – пастухов и скота. Спартак сражался с легионерами Рима, а преступники-гладиаторы были героями которых почитали не меньше философоф. Этот список можно продолжать вплоть до наших дней, и в каждую из эпох это будет разыгрываться на разных подмостках.

В наши дни представление происходит не на торговой площади, где инквизиторы читали вердикты Джордано Бруно или Жанна Д’арк. Нынче Мир денег, Мир преступности и правосудия, политическая арена – вот место священных войн и воинов.

Именно преступный Мир стал местом где есть свои святые и добро облекается в немыслимые формы, как и зло. Посему враг государства №1 это не просто бандит поэтизирующий свой образ – это Персей, или Геракл, либо в конце концов Гильгамеш. И любой из них будет отчасти Христос. Жак Мерин не исключение – тоже путь Христа.

Проповеди нынче звучат совсем иными словами: с газетных заголовков и экранов телевизора. Вот куда перебралось священное в современном Мире. Конечно отчасти, но в большей мере, нежели в стены тех же монастырей.

Жак Мерин бесспорно герой. Он был таковым на протяжении долгих лет в сознании людей. И хотели люди того, или нет – был святым, а его действия – проповедью. Все потому что человеку необходимо верить и видеть как кто-то побеждает в этом Мире все преграды, неотступно идет к своей цели, делает больше и бесстрашней чем может любой другой. Он вершит свою волю и не подчиняется никакой системе – в таких героях люди видят надежду на то, что человек всесилен. А если герой всесилен, то и публика верит в частицу своей сверхчеловечности.

В картине «Враг государства №1» пожалуй главное – это не сюжет, и не коллизии происходящие с Жаком Мерином. Главное в ней – сила духа одного человека, который борется за свою волю против всех, и в этом есть некая доля божественности, ибо бог для людей всегда там, где непобедимый герой. Вспомним «Крестного отца» - почему он крестный и почему отец? Потому как он наместник бога на земле, коими раньше были императоры, короли, фараоны, жрецы, шаманы. Вряд ли кто-то будет отрицать, что крестный отец – это наместник божий для своей огромной семьи. И у Копполы неоднократно фигурируют образы церкви сопоставляющиеся с деяниями героев. Но речь вовсе не о том, что оба фильма похожи – нет, они скорее противоположны друг другу. Речь лишь об одном: где теперь воплощается божественное? И Жак Мерин, играя эту роль, знал это или нет – не столь важно, но он понимал свою сверхчеловеческую силу мифологического героя.

Совершенно очевидно, что перед нами появился актер, который может поспорить своей харизмой и убедительностью, как и жгучим темпераментом с Аль Пачино. До выхода этой картины у Пачино не было конкурентов – хотя скорее уж приемников. Венсан Кассель – это открытие первого десятилетия XXI века. Актер, под которым горит земля и плавятся реки, как в свое время от Аль Пачино, пока все это тугоплавкое дело ни стал порошить песок.

Если Жак Мерин был именно таким, как сыграл его Кассель, то я поверю во всеобщую эротическую фантазию французских дам и в их коллективную мастурбацию. Да, да именно так: он вызывает желание и воспламеняет; взрывает своим нутром все бытие зрителя – одинокое и замороженное – и вползает хитро в самое сердце. В своей признанной самой оригинальною рецензии на фильм «Необратимость» я уже высказывала предположение о том, что Кассель раскроется для нас невероятным образом. И действительно – он раскрыл потенциал по-настоящему. Запомните эту картину – триумф Касселя начался (ЛоноПрогноз©). Впрочем об этом не одна я догадалась – сам карнавал переодеваний и разных образов, примеряемых Мерином, напоминает феерической издевательство Аль Пачино в картине «Серпико» - но лишь напоминает, ибо сделаны переодевания с особой интонацией своейственной только персонажу Венсана Касселя.

 

Для искушенного в богатстве киноязыка гурмана в этой картине нет пищи – голодно. Фильм все же относится к категории картин, которые держатся на напряжении – о да, режиссеру удалось добиться этого – и на нечеловеческой игре главного героя, его образе который пронизывает зрителя и не дает ему оторваться. Все внимание сосредоточено на одном человеке. Все происходящее бросает в идентификацию с героем и потому дает удовольствие от ощущения себя во время просмотра «тоже немножко Мерином» - как в компьютерной игре.

Отличный акцент на конфликте – конфликт самый волнительный: между человеком и социумом, между одной личностью и всеми вами – самый сильный по драматургическим канонам. Отличная четкость – четко найденный ракурсы работающие на главного героя. Но этот чертов француз этого стоит, ибо даже я не смогла удержаться чтобы написать, хотя не вижу особой худ. ценности в картине. Просто Жак Мерин-Кассель как герой заслуживает особого внимания. Для того чтобы понять на что способна эта картина по воздействию – стоит вглядеться в один эпизод: интервью Мерина журналу «Пари-Матч». Тонкая атмосфера которой добился режиссер благодаря освещению туманного утра, струящемуся из окна. И сам Мерин одновременно сильный и ранимый как ребенок. Он говорит совершенно понятные но удивительно правдивые вещи – на вопрос почему он живет именно таким образом, Жак говорит:

«Чтобы не стать рабом жизни – не стать рабом грез и мечтать о том о чем мечтают очень многие. О то, что когда-то в жизни наступит момент когда каждый из нас сможет сполна получить от жизни – насладиться ею» - но этого так и не происходит.

Мерин подчинил жизнь – освободился от ее оков и даже тюремные кандалы для него лишь еще одна причина победить то разрушение, которое наносит «принятая» жизнь. Сбежать из тюрьмы – все равно что совершить подвиг, или бросить еще один вызов системе правосудия.

«Деньги, деньги – вы все о том же» - нет, действительно не деньги цель жизни его. Не знать преград и не быть в социуме – вот. Он свободен. Но при этом нисколько не брезгует выразительно позировать с пушкой в руках для фотографа. Однако самое главное, что Жак прекрасно понимает, что за свою жизнь он заплатит однажды:

«Какой вы видите свою старость и смерть? – Меня пристрелят однажды» - отвечает Мерин с легкой улыбкой. Свобода жизни без правил – пожалуй в этом особая правда современного Мира, ибо все люди закованы в кандалы будильников, мечтаний об автомобиле, новом доме и еще тысячи вещей. Главное из всех этих мечтаний – победить однажды саму жизнь и взять ее за горло, став хозяином – но кто на это решается кроме Мерина?

Важно впрочем заметить, что эта картина не гангстерский боевик – тут вы не узреете привычных роскошных апартаментов, главарей мафий со своим экскортом, блистательных лимузинов и роскошных вилл. Но тут есть человек, которому по сути не так уж важны деньги – он с легкостью топит их в реке, бравируя перед другом – ему важен свой особый образ жизни: грабить и убегать. Совершать побеги, влегкую облапошивая надсмотрщиков, приходить в участок замаскировавшись под полицейскими – постоянное танго со смертью – «Инстинкт смерти», как называется его книга. Это проверка на прочность своей воли, жизнелюбия и стойкости – своей избранности. Жак Мерин – это особое мышление, которое и делает из человека избранного: отсутствие страха во время вечного обольщения темной дамы с косой. Жак мерин как истинный француз не только невероятно тонок в любовных изысках – он даже обольщает мадам смерть, прекрасно зная что рано или поздно она отдастся ему.

Картина проникнута этой легкой эротической атмосферой игры – поэтому и смотрится невероятно легко – прямо так же легко, как побеждает каждый раз Мерин, превращая все в фарс и праздник. Его арест – обязательно с бутылкой шампанского и с фото на память. Побег из тюрьмы – с лицедейскими переодеваниями. Фильм пронизан тонким юмором самого героя – юмором над жизнью, которую Мерин не воспринимает как что-то окончательное, или слишком серьезное.

Во всей картине есть только один трагический эпизод – то как убивают Мерина и его поза и кровь тонкой струйкой со лба. Именно такая поза и внешний вид героя в этой сцене перекликаются с образом Христа, которого неоднократно изображали именно так же, как в последнем кадре. Мы видим явную аллюзию на спасителя рода человеческого и можно конечно спросить что общего между Христом и Жако? Между преступником и преступником? Свобода и судьба. Жизнь совершенно иная, чем у всего рода человеческого. Именно свобода волеизъявления привела Христа на крест. В наше же время человек живущий свободой и всей своей жизнью доказывающий, что можно быть освобожденным от всех навязанных норм правосудия и правил – разве ни мессия для других людей? Для людей не ищущих в жизни ничего за заданными рамками.

Мерин – это проповедь о том, как можно вброд идти против течения – проповедь, которая содержится во всей его жизни. Идти против зная что заплатишь за это, но давая таким образом людям надежду, что есть еще сила духа в каждом, чтобы не быть «расстрелянным» автоматом государственной системы – разве это ни откровение?

Христос принес людям свободу. Спустя тысячи лет рождаются люди, которые принимают ее так, будто это и есть истинная суть человеческая. Принимают и заставляют задуматься о том, не забыли ли мы что именно свободу проповедовал Христос. Именно о том и картина. Именно в этом и высший смысл: задуматься над данным нам выбором, не забыть о том, что у нас он есть.

 

Но можно задаться вопросом: в чем был крест Мерина? Какой такой крест он нес, чтобы сравниться с сыном божьем? В наши дни сама свобода уже тяжкий крест, потому как система государства и условия жизни не позволяют человеку свободы духа, не позволяют жить свободно и не быть втянутым в механизм социума. Выйти же из этой системы – значит противопоставить себя ей и быть преследуемым за это. Конечно, бомжу или алкоголику это фигня, но если человек при этом не хочет жить на свалке, то система его карает – этого уже достаточно, чтобы назвать свободу крестом. Возможно именно поэтому в картине все внимание сосредоточено на Жаке Мерине, ибо он самый главный образ – свободы воли и этого достаточно.

 

 

ЛоноИтог:

 

Конечно, безусловный плюс этой картины в реальном саспенсе, которого добиться в наши дни в кино довольно сложно. Но тут он присутствует явно и ощутимо, отчего фильм протяженностью более двух часов проносится со скоростью Боинга.

Но ниже всего нужно поклониться создателям за то, что они не испортили фильм особыми нагнетаниями слезы из зрителя и сняли все в стилистике французских детективов 70-80х – хороших детективов, а не просиживания геморроя в участке под аккомпонимент нескончаемой болтовни.

Неплохо было бы конечно закольцевать фильм на финальной трагедии, использовав отверстия на стекле переговорной комнаты в тюрьме не только чтобы дышать и прикладывать мимо них по-тупому ладони…. Неплохо было бы добавить в финал немного сюрреализма – он ведь так напрашивается в аккомпонимент этому «здоровяку» и его мелкой спутнице с еще более мелкой собачкой на длинном красном поводке…. – эдакий в духе далианских пропорций. Но увы не судьба – поэтому фильм остался памятен лишь как собственный мастер-лоно-класс в упражнениях на фантазирование.


 

 

Мнение Екатерины Лоно

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments