Дюха Гоплитов (nickitos) wrote in kinoclub,
Дюха Гоплитов
nickitos
kinoclub

Александр (Alexander)

Тут аудиторию немного огульно распугал Скандал Макс =), но всеж-таки. Несмотря на некоторые промахи и вольности (кубинская мулатка в роли Роксаны - это, конечно, ахтунг), фильм "Александр" получился на славу.
Оливера Стоуна я никогда особо выдающимся и изысканным мастером и не считал; скорее - просто хорошим режиссером, "крепким хозяйственником", который твердо знает чего хочет, и способен довести свои мысли до ума. Если б он захотел сделать "по заявкам радиослушателей" Александра былинным героем и божеством, с харизмой, лезущей из ушей, он бы сделал это легко. Но он изобразил македонского царя именно таким, каким он, скорее всего, был на самом деле. "Александру", конечно, не повезло с временем релиза - еще свежа в памяти лубочно-героическая "Троя", где каждый второй - эпический сверхчеловек и раскрасавец. И из под шлема Македонского непроизвольно проглядывает суровый лик Ахиллеса Брэда Питта и напрашивается на сравнения. Которые на первый взгляд - не в пользу Фаррелла. Но сравнивать-то глупо - несколько разные жанры.
Да, очень многого важного мы в фильме не увидели - ни египетской эпопеи и идеологии, ни внутримакедонской борьбы, ни осады Тира, ни взятия крепости Оксиарта.
Нелепо же предъявлять претензии, допустим, к экранизаторам "80 дней вокруг света" за то что не показывают все приключения, а ограничиваются только произвольно выбранными реперными точками. Иначе - только сериал. И выбранные Стоуном точки показались мне достаточно симпатичными. И знаковыми.
Прежде всего - время Александра как конец эпохи мифов. Люди больше не хотят вечной славы и бесонечных походов как образа жизни. Они доходят до той черты, где им больше нужны женщины и комфорт. И Александр оказывается опоздавшим, отсталым, вскочившим на подножку уходящего поезда древнеэллинской мифологии. Он одинок. Там, где для него стена, отделяющая от новых миров, несметных богатств и свершений, для его компаньонов - всего лишь холодные никчемные азиатские горы. Напрасно он умоляет в своё войско в Индии послушать его, как бы те Александра ни уважали. А героев больше нет. Отец, царь Филипп водит его по заброшенной и залитой водой комнате, словно по какой-то матрице подсознания. Только здесь, рядом с жуткими картинками, он удивительно хорошо понимает отца и ладит с ним, только здесь он видит его настоящую боль и осознание того, что все герои - всего-навсего люди, и даже не просто люди, а настоящие психопаты. За каждой легендой стоит история болезни.
И, с другой стороны, Александр оказывается опередившим своё время. Ему, в свою очередь, больше не нужен македонский патриотизм и нелепа идея превосходства одних людей и культур над другими. Он предолел и надменность Аристотеля, и шовинизм всех, кто его окружают. Его цель - сблизиться со всем миром и сблизить миры без чего он не мог бы себя чувствовать полноценным властителем мира. Царём, настоящим царём, как завещала ему мать. И снова он одинок.
29-летняя Джоли, играющая мать 30-летнего полководца, причем почти без грима - вот это, конечно, сильный ход Стоуна. Я бы даже сказал, слишком сильный. Удар ниже пояса. Апперкот по всем эдиповым комплексам. Я сдался. С середины фильма поймал себя на мысли, что жду не дождусь, когда же её покажут ещё раз. И ещё. Сука она идеальная, не плоская и банальная, а именно такая, которая стоит за великим человеком и создаёт его намеренно. Блеск.
Если судить из коммерческой логики развития пеплумов, следующим на очереди должен стать Ганнибал. Гений тактических построений, безо всякой помощи поставивший на колени Италию, интриги и предательства, Канны, слоны с сосульками, висящими с бивней, карабкаются по альпийским скалам... Поклонники сверхгероев будут рады.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments