desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Буш / W. (реж. Оливер Стоун, 2008)

БЕДНЫЙ БУШ

25.93 КБ

Своим последним фильмом «Буш» (в оригинальном варианте еще короче и однозначнее — W.) Оливер Стоун установил своеобразный рекорд актуальности: хотя это уже его третий фильм «президентского» цикла — ранее сняты драма об убийстве Джона Кеннеди JFK (1991) и «Никсон» (1995), — однако это первая лента, которая вышла в прокат, когда ее главный герой еще не успел даже сложить свои властные полномочия.

Стоун всегда тяготел к злободневному материалу и именно на таких сюжетах заработал авторитет в кинематографе. Что до правления Буша, то тут сложилась парадоксальная ситуация — он является одним из наименее популярных руководителей Америки за всю ее историю, и вместе с тем многие ощущают, что с его уходом завершается целая эпоха. Была ли эта эпоха счастливой для страны и мира — уже другой вопрос. И Стоуну до него дела нет. Он сосредотачивается на личности.

История развивается в нескольких временных плоскостях: от ранней юности героя до времени, когда он управлял государством. Ключевой мотив — принятие решения о начале войны в Ираке. Процесс показан на всех этапах. Бесконечные совещания, деловые ланчи, частные встречи, разговоры тет-а-тет — все так или иначе сводится к одному вопросу: есть ли у Саддама оружие массового поражения, вводить войска или нет? Много внимания уделено команде президента — второй актерский план очень активный, насыщенный массой довольно выразительных персонажей. Однако Стоун фокусируется на главном герое, стремясь максимально очеловечить президента. Показывает его в приземленных, бытовых ситуациях, не пропуская разгульной молодости с попойками, игрой в покер и скандалами с отцом. Вставляет лирические сцены с Лорой, показывает процесс реабилитации на собраниях анонимных алкоголиков, не забыта даже история со злосчастным пончиком.

Буша довольно легко изображать в комическом ключе. Время от времени режиссер пытается делать и это, благо таких возможностей у него хоть отбавляй: та же сцена с пончиком, некоторые характерные оговорки президента и его окружения. В одном месте Стоун даже прямо цитирует «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля — Буш со своей свитой направляется неведомо куда среди полей и животноводческих угодий Техаса. Но это почему-то не работает. То есть не смешит. Нет смеха — нет и драмы. А именно драму Буша — человека, который оказался на самой высокой ступени власти и стал в конечном счете заложником своих неправильных решений, — Стоун, очевидно, и хотел показать в первую очередь. Но не вышло. Боль и растерянность Буша нам лишь заявляют на умозрительном уровне, как некую сюжетную конструкцию: вот герой нахмурился в ответ на прямой вопрос журналиста, вот он наорал на подчиненных, вот — загрустил, вот ему приснился кошмарный сон о разъяренном отце и т.п. Признаки есть, драмы нет. Буш, несмотря на все усилия режиссера, так и остается довольно схематичной фигурой. Но это беда практически всех фильмов Стоуна, посвященных знаменитостям, — в них детально изложены значимые факты из жизни, показано окружение, воспроизведены скандальные или романтические моменты, однако в этом потоке деталей живой образ просто теряется.

В фильме собраны первоклассные актеры. Особенно стоит выделить Джоша Бролина, играющего Буша-младшего, и Джеймса Кромвела в роли его отца. Кадры, в которых присутствуют оба исполнителя, — настоящий подарок зрителю. Однако это фильм не спасает. Манера Стоуна слишком прямолинейна, напрочь лишена полутонов — в этих условиях создать объемные, психологически убедительные портреты просто невозможно.

Что же касается непосредственно Буша, то о нем, несомненно, снимут еще не один фильм. И таким образом определят в конце концов его настоящее место в истории.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments